Берлинцы защитили «Мышиный бункер»

№88, февраль 2021
№88
Материал из газеты

Некоторые здания Западного Берлина периода холодной войны воспринимаются теперь как символы эпохи, и активисты всячески противостоят планам по сносу памятников такого рода

Проектный макет здания «Мышиного бункера». Фото: mäeusebunker.de
Проектный макет здания «Мышиного бункера».
Фото: mäeusebunker.de

Группа горожан, включая арт-дилера Иоганна Кенига и архитектора Арно Брандлхубера, провела успешную — по крайней мере на данном этапе — кампанию по спасению двух бруталистских объектов на юго-западе Берлина, которые планировала снести университетская клиника «Шарите».

В одном из зданий, получившем прозвище «Мышиный бункер» (Mäusebunker), ранее располагался Институт экспериментальной медицины. В его лабораториях ученые на протяжении ряда лет проводили эксперименты на животных. Узкие прорези окон и торчащие из стен вентиляционные трубы, напоминающие стволы пушек, придают сооружению некоторое сходство с военным кораблем. Оно было построено в 1981 году по проекту Герда и Магдалены Хенска. Подземный тоннель соединяет его с другим бетонным зданием, построенным в 1974 году и также оказавшимся под угрозой сноса.

«Шарите» обратилась в сенат Берлина за разрешением на снос обоих зданий; на их месте планировалось возвести современный кампус. Но в начале 2020 года была опубликована петиция с призывом сохранить «Мышиный бункер», собравшая тысячи подписей. Под давлением кампании «Шарите» объявила, что пересмотрит планы. «Мы ищем решение совместными усилиями, — говорит Кристоф Раухут, возглавляющий Управление памятников земли Берлин. — Это очень своеобразное в архитектурном отношении здание. Убежден, что мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить его, поскольку оно обладает уникальной культурной ценностью».

Здание «Мышиного бункера», современный вид. Фото: Jürgen Ritter/IMAGO.
Здание «Мышиного бункера», современный вид.
Фото: Jürgen Ritter/IMAGO.

Обе постройки можно назвать образцами брутализма — архитектурного стиля, зародившегося в Великобритании в 1950-е годы. Долгое время бруталистские памятники считались безобразными и не заслуживающими внимания, но в последнее время все чаще возникают инициативы по их реставрации, в том числе кампания SOS Brutalism, запущенная в 2015 году одним из кураторов Музея немецкой архитектуры.

Пока остается открытым вопрос о том, как использовать «Мышиный бункер» в будущем. Кениг и Брандл­хубер, большие поклонники бруталистского стиля, предложили переоборудовать его в центр искусств, который поможет обеспечить берлинских художников дефицитными студиями. «Искусство, культура и музыка достаточно гибки и смогут адаптироваться к этому пространству», — уверен Кениг.

Правда, под художественные нужды «Мышиный бункер» приспособить будет непросто, в первую очередь из-за недостатка естественного освещения. Кроме того, по словам Раухута, не исключено, что в его стенах содержится асбест. «Практически все строения 1970-х и 1980-х годов содержат ядовитые материалы. Но это не приговор. Нужно провести тщательное обследование здания и оценить стоимость устранения вредных веществ», — считает он. Раухут рад появлению петиции и общественной дискуссии; по его словам, это свидетельствует о том, что молодые берлинцы стали больше интересоваться городской средой. «Еще десять лет назад этого бы не произошло», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
7
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
По инициативе мецената и предпринимателя Андрея Северилова и его команды в старинном особняке XVIII века начал работу частный культурный центр Elohovskiy Gallery, цель которого — выстраивать связи между разными направлениями и медиумами в искусстве
09.11.2022
Новое арт-пространство в Москве объединяет классику и современность
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+