18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Берлинцы защитили «Мышиный бункер»

№88
Материал из газеты

Некоторые здания Западного Берлина периода холодной войны воспринимаются теперь как символы эпохи, и активисты всячески противостоят планам по сносу памятников такого рода

Группа горожан, включая арт-дилера Иоганна Кенига и архитектора Арно Брандлхубера, провела успешную — по крайней мере на данном этапе — кампанию по спасению двух бруталистских объектов на юго-западе Берлина, которые планировала снести университетская клиника «Шарите».

В одном из зданий, получившем прозвище «Мышиный бункер» (Mäusebunker), ранее располагался Институт экспериментальной медицины. В его лабораториях ученые на протяжении ряда лет проводили эксперименты на животных. Узкие прорези окон и торчащие из стен вентиляционные трубы, напоминающие стволы пушек, придают сооружению некоторое сходство с военным кораблем. Оно было построено в 1981 году по проекту Герда и Магдалены Хенска. Подземный тоннель соединяет его с другим бетонным зданием, построенным в 1974 году и также оказавшимся под угрозой сноса.

«Шарите» обратилась в сенат Берлина за разрешением на снос обоих зданий; на их месте планировалось возвести современный кампус. Но в начале 2020 года была опубликована петиция с призывом сохранить «Мышиный бункер», собравшая тысячи подписей. Под давлением кампании «Шарите» объявила, что пересмотрит планы. «Мы ищем решение совместными усилиями, — говорит Кристоф Раухут, возглавляющий Управление памятников земли Берлин. — Это очень своеобразное в архитектурном отношении здание. Убежден, что мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить его, поскольку оно обладает уникальной культурной ценностью».

Обе постройки можно назвать образцами брутализма — архитектурного стиля, зародившегося в Великобритании в 1950-е годы. Долгое время бруталистские памятники считались безобразными и не заслуживающими внимания, но в последнее время все чаще возникают инициативы по их реставрации, в том числе кампания SOS Brutalism, запущенная в 2015 году одним из кураторов Музея немецкой архитектуры.

Пока остается открытым вопрос о том, как использовать «Мышиный бункер» в будущем. Кениг и Брандл­хубер, большие поклонники бруталистского стиля, предложили переоборудовать его в центр искусств, который поможет обеспечить берлинских художников дефицитными студиями. «Искусство, культура и музыка достаточно гибки и смогут адаптироваться к этому пространству», — уверен Кениг.

Правда, под художественные нужды «Мышиный бункер» приспособить будет непросто, в первую очередь из-за недостатка естественного освещения. Кроме того, по словам Раухута, не исключено, что в его стенах содержится асбест. «Практически все строения 1970-х и 1980-х годов содержат ядовитые материалы. Но это не приговор. Нужно провести тщательное обследование здания и оценить стоимость устранения вредных веществ», — считает он. Раухут рад появлению петиции и общественной дискуссии; по его словам, это свидетельствует о том, что молодые берлинцы стали больше интересоваться городской средой. «Еще десять лет назад этого бы не произошло», — говорит он.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+