18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Итальянцам показывают русских женщин и русскую живопись от икон до авангарда

№87
Материал из газеты

Снова открыт палаццо Реале в Милане, где Русский музей представляет выставку «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве»

Девяносто произведений из собрания Государственного Русского музея в диапазоне от начала XV века до начала века XX. В названии проекта есть что-то тавтологическое: икона и авангард — две фишки русского искусства. То и другое обладает качествами божественности и авангардности. То и другое, особенно после показа по всему миру «амазонок русского авангарда», выставок «Россия!» в Музее Гуггенхайма и ей подобных, не станет открытием для искушенной итальянской публики. Но задача Русского музея состоит в другом — «перевязать» историю отечественного искусства, соединив икону, искусство XVIII–XIX веков, авангард и то, что было после «Черного квадрата». Эту историю можно рассматривать как в прямой (что ближе отечественной публике), так и в обратной (более понятной западному зрителю) хронологической перспективе.

Здесь может помочь мода на феминизм, даже использованная опосредованно. Хотя количество изображений ню должно сильно раздражать истинных феминисток. Выставка разделена на восемь глав: «Небо» — Дева Мария и святые, «Трон» — царицы всея Руси, «Земля» — крестьянская жизнь, «К независимости» — женщины и общество, «Семья» — ритуалы и условности, «Матери» — измерение любви, «Тело» — освобожденная красота, «Художники» — реализм и «амазонки авангарда». Произведения «амазонок» — Наталии Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Надежды Удальцовой, Александры Экстер — составляют почти четверть проекта, что выглядит оправданно: в Милане их не показывали в таком количестве и качестве.

Крестьянская часть выставки сосредоточена на смотринах невесты. Этот сюжет интересовал таких разных художников, как Григорий Мясоедов и Николай Петров. Романтической этнографией выглядит «Портрет крестьянки Тверской губернии» Алексея Венецианова. Его ближайшая родственница — картина Зинаиды Серебряковой «Две крестьянские девушки», это через 75 лет и Курская губерния.

Если же окончательно оставить в стороне рефлексию русского искусства на социальные практики, выставка дает много интересных художественных сюжетов. Из самых очевидных — Казимир Малевич, представленный в том числе супрематической «Жатвой» и постсупрематической «Работницей». От этого диалога прямая дорожка к «конструктивистскому» дуэту: «Девушка в футболке» Александра Самохвалова и «Текстильщицы» Александра Дейнеки. Затем к «неоклассицизму» Кузьмы Петрова-Водкина («Портрет Анны Ахматовой») и «неоимпрессионизму» Владимира Лебедева («Натурщица»). Кстати, коллаж Лебедева «Прачка» напоминает работы Хуана Гриса. Будем надеяться, что посетители выставки не узнают, что в России Лебедев до сих пор считается иллюстратором детской книги.

Разобравшись с авангардом, можно вернуться на два шага назад и увидеть, что такое парадный дамский портрет, будь то Екатерина II в исполнении Дмитрия Левицкого, Юлия Маковская, изображенная ее мужем Константином Маковским, Вера Репина по версии отца, Ильи Репина, или Ольга Нестерова на взгляд своего отца Михаила Нестерова. Кстати, эта картина имеет второе название — «Амазонка».

Финальная точка — бронзовая модель статуи «Рабочий и колхозница», заказанной Вере Мухиной для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Выглядит приглашением приехать в Россию, чтобы взглянуть на оригинал.

Палаццо Реале
Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве
До 5 апреля

Материалы по теме:
Воскрешение амазонки
Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+