Круглый стол «Арт-рынок как способ популяризации искусства»

tarelvira
tarelvira

Круглый стол, состоявшийся 17 октября в рамках программы I Московского международного форума «Культура. Взгляд в будущее», неожиданно перевернул с ног на голову привычное восприятие арт-рынка, который традиционно считается производной от искусства в целом. То, что арт-рынок поддерживает интерес к приобретениям произведений искусства, — не новость, но может ли он популяризировать само искусство — такую тему предложила обсудить модератор дискуссии главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.

Владимир Богданов (Artinvestment.ru), опираясь на практику интернет-портала, отметил, что сегодня на рынке есть что купить и в пределах 100 тыс. руб., но сдерживают покупателей не цены, а низкий уровень интереса к искусству, который нужно воспитывать (по последним данным, менее 2% посетителей художественных выставок приходят на арт-ярмарки и в принципе покупают искусство).

О том, что ярмарки из площадок для продаж постепенно превращаются для значительной части публики в выставки, где можно увидеть высококлассное искусство, сказал Николай Палажченко, арт-менеджер, куратор курса «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA, представитель Art Basel в России.

В такой ситуации организаторы ярмарок для стимулирования продаж вынуждены повышать цены на билеты (отсекая часть «зрителей») и увеличивать количество дней для VIP-посещений. Но в то же время продавцы кровно заинтересованы в повышении интереса к искусству, поэтому абсолютно коммерческие ярмарки обрастают параллельными музейными программами и ярмарками-сателлитами, группирующимися около ярмарок-локомотивов, фактически создавая фестивали искусств.

Маргарита Пушкина, организатор недавно прошедшей в Манеже Cosmoscow, обратила внимание на то, как различные мероприятия, профильные event’ы приближают мир искусства к потенциальной аудитории, и на значимость присутствия медийных персон в советах коллекционеров, продвигающих ярмарки. Замечание справедливое: имя Натальи Водяновой, поддерживавшей Cosmoscow, не в последнюю очередь привлекло к ярмарке внимание публики.

Екатерина Ираги, галерист и в прошлом член экспертного совета «Арт Москвы», порекомендовала рассматривать исчезновение одних ярмарок и появление других как естественный процесс, отметила растущую активность российских покупателей на международных ярмарках и то, что интерес к современному искусству и особенно его приобретение превратились сегодня в род индивидуального интеллектуального приключения. О боязни покупателей обмануться, почувствовать себя профаном, говорила Мария Ковалевская, куратор онлайн-галереи «Проблемы белых стен: искусство рядом. Тиражная графика современных художников», отметив необходимость «втягивания» коллекционеров в «тренировочные» покупки хотя бы до 100 тыс. руб., а также о том, что нужно сделать для того, чтобы рынок никого не пугал.

Выслушав свежие новости от Алсу Юдиной, представителя крупнейшего интернет-аукциона Molotok.ru, аудитория весело одобрила bon mot Михаила Каменского (Sotheby’s — Россия и СНГ), сказавшего, что деньги являются своего рода соусом, в котором плавает искусство, нисколько не понижая его культурной и художественной значимости, а ценник на произведении искусства сразу повышает интерес к работе. По его мнению, покупатели произведений искусства (если они не холодные инвесторы), пополняя коллекцию, начинают изучать свои покупки, все больше и больше интересуясь искусством, а легендарный русский аукцион Sotheby’s 1988 года по значимости для пропаганды русского искусства можно сравнить с дягилевскими «Русскими сезонами».

Его слова перекликались с мнением Милены Орловой, которая отметила, что высокие цены привлекают покупателей, а ценовые рекорды «везут» на себе культуру, становясь рекламным рычагом, в результате множество людей стремятся попасть на предаукционные выставки, не планируя ничего покупать, но с целью посмотреть на шедевры музейного уровня. Стоит вспомнить, что даже такое знаковое событие в сфере культуры, как Венецианская биеннале, начиналось с коммерции и продаж произведений искусства.

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
4
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
Участие в международной ярмарке современного искусства принимают 77 галерей
17.09.2021
В Манеже открылась девятая ярмарка Cosmoscow
5
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
6
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
Меценат и потомственный коллекционер Михаил Карисалов рассказал о том, почему решил передавать в дар музеям обширные части своей коллекции и какие из принадлежащих ему произведений можно будет увидеть на выставке в фонде IN ARTIBUS с 7 сентября
06.09.2021
Михаил Карисалов: «Тема частного музея, музея одного коллекционера мне не очень близка»
7
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
В свой юбилейный год московский музей реконструирует еще одно крыло Бахметьевского гаража и устроит выставки крупнейших художников, в том числе Рембрандта и Клюна
02.09.2021
Еврейский музей и центр толерантности покажет Рембрандта и расскажет о каббале
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+