Круглый стол «Арт-рынок как способ популяризации искусства»

tarelvira
tarelvira

Круглый стол, состоявшийся 17 октября в рамках программы I Московского международного форума «Культура. Взгляд в будущее», неожиданно перевернул с ног на голову привычное восприятие арт-рынка, который традиционно считается производной от искусства в целом. То, что арт-рынок поддерживает интерес к приобретениям произведений искусства, — не новость, но может ли он популяризировать само искусство — такую тему предложила обсудить модератор дискуссии главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова.

Владимир Богданов (Artinvestment.ru), опираясь на практику интернет-портала, отметил, что сегодня на рынке есть что купить и в пределах 100 тыс. руб., но сдерживают покупателей не цены, а низкий уровень интереса к искусству, который нужно воспитывать (по последним данным, менее 2% посетителей художественных выставок приходят на арт-ярмарки и в принципе покупают искусство).

О том, что ярмарки из площадок для продаж постепенно превращаются для значительной части публики в выставки, где можно увидеть высококлассное искусство, сказал Николай Палажченко, арт-менеджер, куратор курса «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» бизнес-школы RMA, представитель Art Basel в России.

В такой ситуации организаторы ярмарок для стимулирования продаж вынуждены повышать цены на билеты (отсекая часть «зрителей») и увеличивать количество дней для VIP-посещений. Но в то же время продавцы кровно заинтересованы в повышении интереса к искусству, поэтому абсолютно коммерческие ярмарки обрастают параллельными музейными программами и ярмарками-сателлитами, группирующимися около ярмарок-локомотивов, фактически создавая фестивали искусств.

Маргарита Пушкина, организатор недавно прошедшей в Манеже Cosmoscow, обратила внимание на то, как различные мероприятия, профильные event’ы приближают мир искусства к потенциальной аудитории, и на значимость присутствия медийных персон в советах коллекционеров, продвигающих ярмарки. Замечание справедливое: имя Натальи Водяновой, поддерживавшей Cosmoscow, не в последнюю очередь привлекло к ярмарке внимание публики.

Екатерина Ираги, галерист и в прошлом член экспертного совета «Арт Москвы», порекомендовала рассматривать исчезновение одних ярмарок и появление других как естественный процесс, отметила растущую активность российских покупателей на международных ярмарках и то, что интерес к современному искусству и особенно его приобретение превратились сегодня в род индивидуального интеллектуального приключения. О боязни покупателей обмануться, почувствовать себя профаном, говорила Мария Ковалевская, куратор онлайн-галереи «Проблемы белых стен: искусство рядом. Тиражная графика современных художников», отметив необходимость «втягивания» коллекционеров в «тренировочные» покупки хотя бы до 100 тыс. руб., а также о том, что нужно сделать для того, чтобы рынок никого не пугал.

Выслушав свежие новости от Алсу Юдиной, представителя крупнейшего интернет-аукциона Molotok.ru, аудитория весело одобрила bon mot Михаила Каменского (Sotheby’s — Россия и СНГ), сказавшего, что деньги являются своего рода соусом, в котором плавает искусство, нисколько не понижая его культурной и художественной значимости, а ценник на произведении искусства сразу повышает интерес к работе. По его мнению, покупатели произведений искусства (если они не холодные инвесторы), пополняя коллекцию, начинают изучать свои покупки, все больше и больше интересуясь искусством, а легендарный русский аукцион Sotheby’s 1988 года по значимости для пропаганды русского искусства можно сравнить с дягилевскими «Русскими сезонами».

Его слова перекликались с мнением Милены Орловой, которая отметила, что высокие цены привлекают покупателей, а ценовые рекорды «везут» на себе культуру, становясь рекламным рычагом, в результате множество людей стремятся попасть на предаукционные выставки, не планируя ничего покупать, но с целью посмотреть на шедевры музейного уровня. Стоит вспомнить, что даже такое знаковое событие в сфере культуры, как Венецианская биеннале, начиналось с коммерции и продаж произведений искусства.

Самое читаемое:
1
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
2
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
3
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
4
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
5
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
6
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
Церемония прощания и отпевание пройдут 4 ноября в храме Большого Вознесения у Никитских Ворот. Прощание и похороны состоятся на родине Сергея Соловьева, в городе Иваново
03.11.2022
Искусствовед Сергей Соловьев скоропостижно скончался в Москве
7
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+