Синтез искусств в Венеции

Art and music in Venice: from the Renaissance to the Baroque / Hilliard T. Goldfarb, ed. The Montreal Museum of Fine Arts in association with Les Éditions Hazan; distributed by Yale University Press. 240 стр. £40. На английском языке (твердая обложка)
Art and music in Venice: from the Renaissance to the Baroque / Hilliard T. Goldfarb, ed. The Montreal Museum of Fine Arts in association with Les Éditions Hazan; distributed by Yale University Press. 240 стр. £40. На английском языке (твердая обложка)

Каталог этой выставки следует не только читать, но и слушать: перелистывая страницы, вы услышите мелодии Вивальди, смешивающиеся с криками гондольеров и плеском воды.

Более 2,5 кг. Учитывая вес этого каталога, мне жаль тех посетителей выставки Искусство и музыка в Венеции, которые все же решились обойти все партитуры, музыкальные инструменты и 116 полотен, таская его с собой в качестве путеводителя. Но его тяжесть — великолепия. Это по-настоящему роскошное подарочное издание. Изображения на его 185 иллюстрациях воспроизведены блестяще и точно — по крайней мере, насколько я могу судить об этом, находясь по другую сторону океана от Монреальского музея изящных искусств (где оригиналы выставлялись с 12 октября 2013 года по 19 января 2014 года) и Художественного музея Портленда (до 18 июня). Удовольствие доставляют даже такие детали, как форзацы и листы мраморной бумаги между тремя разделами книги (Публичные церемонии; Частный круг; Мифология и опера). Но и это еще не все. Помимо собственного предисловия и вводного эссе Натали Блондил, куратор отдела старых мастеров монреальского музея Хиллиард Голдфарб включил в издание 12 доступных, снабженных подробными примечаниями и богато проиллюстрированных эссе высокого научного уровня, которые написали специально приглашенные историки искусства, музыковеды и кураторы. Кроме того, книга снабжена замечательно полной хронологией и библиографией. Так что это еще и самый дорогостоящий из всех сборников эссе, что вы когдалибо видели. Его следует не только читать и рассматривать, но и трогать и слушать: перелистывая эти 240 страниц, вы услышите мелодии Вивальди, Монтеверди и Габриели, смешивающиеся с криками гондольеров и плеском воды. Как пишет Блондил, «ее невозможно видеть, не слыша, и слышать, не видя».

Из всех эссе только три посвящены собственно картинам. Доусон Карр проводит подробную экскурсию по суете Праздника святого Роха (ок. 1735) Каналетто, не обходя вниманием даже собаку в углу, живущую своей независимой собачьей жизнью. Франческа дель Торре-Шойх интересно пишет о мелодиях и образах, которые она видит и слышит. А Голдфарб провел увлекательное исследование истории и загадочного смысла западающей в память композиции ТицианаПрерванного концерта (ок. 1512). За этими исключениями, читателю предоставляется полная свобода самостоятельно слушать и рассматривать картины: остальные эссе только снабжают его информацией, необходимой для того, чтобы при желании поместить видимое и слышимое им в контекст музыкальной, политической и культурной истории Светлейшей — Венеции. Пишущий эти строки читатель признателен за предоставленную независимость. Чрезвычайно полезен путеводитель Жоэля Дюго по музыкальным инструментам рассматриваемой эпохи. Эллен Роузен подробно проследила и стильно описала историю оперы от Монтеверди до Вивальди: «За самый чарующий и долговечный вид театральных представлений мы должны благодарить социально-экономические условия, сложившиеся в Венеции в XVII веке». Интереснейшее эссе входит в состав третьей части каталога, Мифология и опера, где в полной мере отражена музыкальная составляющая выставки. Оставив позади знакомых нам Каналетто и Гварди, мы вступаем в многомерное пространство партитур и либретто, выполненных чернилами и пером набросков портретов Фаринелли и других звезд оперы авторства Дзанетти Старшего, оперных сцен, инструментов, на которых они игрались, и домов, в которых они исполнялись (последние описаны Юджином Джонсоном).

Сами картины неизменно прекрасны, особенно в основном разделе, где мы, например, встречаем Монтеверди (Бернардо Строцци, Портрет Клаудио Монтеверди, ок. 1640) или загадочного Лютниста (ок. 1515) Джованни Кариани, диковинная форма лица которого повторяет форму лютни, а весьма странные пропорции лишь сгущают дурманящее марево его музыки — «пищи для любви» (не правда ли, его правый глаз вовсе не там, где должен быть, а пять пальцев выглядят так, будто их больше, чем надо?). А Строцци удается уловить в своих Уличных музыкантах (1634–1637) звуки куда более беспорядочные: фаллические духовые инструменты словно грозятся прорвать холст и уткнуться вам в грудь (или куда-то еще), лбы сосредоточенно наморщены, щеки раздуты, а лица раскраснелись от старательного музицирования. Шедевры выставки — два Тьеполо и Святая Цецилия и ангел Карло Сарачени (ок. 1610), где музыкальные инструменты дублируют размах величественных лебединых крыльев ангела, как бы играя роль их земного двойника. На обложку помещено Коронование Богоматери Джованни Баттиста Тьеполо (ок. 1754). На ней играющие музыку ангелы собрались в опоясывающее картину внешнее кольцо, а ее центром служит меньший круг — корона над головой Марии.

Этот каталог — прекрасная дань не только выставке, но и истории, музыке и искусству Венеции — города, в котором дома по разные стороны канала словно поют, как две половины хора по разные стороны нефа под плафонами работы Тьеполо.

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
5
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
Новый аукционный дом, основанный коллекционером Сергеем Подстаницким и правнуком основателя музея Тропинина Степаном Вишневским и занимающийся только графикой, вот-вот проведет свои вторые торги
26.07.2022
Клуб коллекционеров графики обзавелся аукционом
6
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
7
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Платиновый юбилей, или 70-летие, царствования королевы Елизаветы II, пик празднований которого пришелся на июнь, привлек новую волну внимания к личности монарха, которому простительно быть выше вкуса
26.07.2022
Королева Елизавета II и ее предпочтения в искусстве
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+