18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как русский человек обрел свое лицо в искусстве

№88
Материал из газеты

В фонде IN ARTIBUS проходит выставка русского портрета XVIII–XIX веков, созданная совместно с Музеем Тропинина

На выставке представлено около 70 произведений, хронологически она охватывает период с середины XVIII до середины XIX века — от Алексея Антропова (1716–1795) до Карла Брюллова (1799–1852). Многие работы недоступны широкой публике в обычное время, так как хранятся в частных собраниях: Рустама Алиева, Евгения Асса, Инны Баженовой, Татьяны и Сергея Подстаницких, Татьяны Удрас. 

Как пишет куратор выставки Ксения Рашковская, перед организаторами стояла непростая задача «связать в едином пространстве шедевры самых известных мастеров с произведениями неизвестных художников, многих из которых сложно причислить к каким-либо школе или кругу». И решить эту задачу вполне удалось. Выставка показывает становление русской портретной школы — «развернутый во времени процесс обретения русским человеком „лица“» (Илья Доронченков).

В XVIII — начале XIX века русское искусство, по мнению сокуратора выставки Елены Руденко, наверстывало то, что пропустило за предшествующие столетия: «изобретение масляной живописи», переход на светские сюжеты, «смену стилей, установления академии, соревнования честолюбий». В Россию хлынули художники из Европы, первые русские пенсионеры отправились во Францию и Италию. На развитие русского портрета влияли десятки обстоятельств, и самое это развитие было не поступательным, а разновекторным.

За ранний русский портрет на выставке отвечает, в числе прочих, Иоганн Баптист Лампи (1751–1830) — его «Портрет графа Ивана Апраксина» из коллекции Татьяны Удрас. Обычно раздел «россика» (творчество европейских художников, работавших в России в XVIII — первой половине XIX века) замыкает разговоры о русском портрете — на самом деле иностранцы господствовали в этом жанре. У Лампи был талант почти фотографической лепки лица, за счет прозрачных лессировок он органично вписывал фигуру в фон. В то время как русские живописцы, часто приходившие к портрету через первоначальное занятие иконописью, такой живописной легкостью не обладали. Русский портрет первой половины XVIII века узнается по статичности героев на холсте и их выбеленным яйцеподобным лицам. На выставке это можно заметить на «Портрете мальчика в зеленом кафтане» (1780‑е, собрание Подстаницких) Карла Людвига Христинека (1732/1733–1792/1794), который, несмотря на немецкие корни, всю жизнь прожил в России, и на «Портрете Агриппины Апраксиной» (1750-е, Музей Тропинина) Алексея Антропова.

Выставка включает и работы трех самых известных отечественных живописцев конца XVIII — начала XIX века: Федора Рокотова (1732/1735–1808), Дмитрия Левицкого (1735–1822) и Владимира Боровиковского (1757–1825). Левицкий представлен изумительным «Портретом великой княгини Марии Федоровны» (1780–1790), Боровиковский — виртуозно исполненным «Портретом мальчика в красном жилете» (1800) (обе работы — из собрания Подстаницких). Что касается Федора Рокотова, то его «Портрет неизвестной в белом платье с фисташковыми лентами» (1770–1780), приобретенный Инной Баженовой совсем недавно, в 2018 году, стал подлинным украшением экспозиции.

Есть на выставке и малоизвестные, почти забытые имена. К хитам следует отнести «Портрет Ж.-Ф. Ги ле Жентия, графа де Паруа» (1783) кисти Ивана Пескорского (1757(?) — после 1811). Блистательный выпускник санкт-петербургской Академии художеств, Пескорский отправился за казенный счет во Францию, но из пенсионерской командировки не вернулся, поэтому в России о нем почти не знают. Считалось, что за границей он пристрастился к карточной игре и забросил искусство. Но владелец портрета Сергей Подстаницкий провел изыскания и сейчас опровергает эту версию: во Франции художник был успешен и не вернулся на родину, потому что не хотел терять клиентов.

Отдельный раздел выставки — он называется «Н. х.», то есть «неизвестный художник», — состоит из портретов русских купцов, написанных анонимными провинциальными мастерами, часто любителями. Эта традиция существовала параллельно высокому искусству и занимает в отечественной истории искусства немалое место.

Если учесть, что и собрание музея Василия Тропинина представляет собой, как пишет Елена Руденко, «практически не тронутую вмешательством извне коллекцию легендарного Феликса Вишневского», то становится понятно, что перед нами очень своеобразный набор произведений. Это не программные работы того или иного живописца, а скорее выхваченные из потока и этим показательные. Незамыленный визуальный материал, представленный в IN ARTIBUS, позволяет освежить наше представление о русском портрете.

Фонд IN ARTIBUS
«А чей это портрет?
Русская портретная живопись XVIIIXIX вв. из собрания музея Тропинина и частных коллекций»
До 25 апреля

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
3
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
6
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
7
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+