18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Георг Базелиц передал Метрополитен-музею шесть своих знаковых полотен

Все портреты написаны в 1969 году, который стал поворотной точкой для художника, решившего отказаться от традиционного подхода к картине

Георг Базелиц совершил знаменитый переворот — в буквальном смысле этого слова — в своем творческом подходе в 1969 году, приняв решение писать и выставлять картины «вниз головой». Шесть портретов, созданных в тот поворотный год, Базелиц и его супруга передали в дар Метрополитен-музею в Нью-Йорке, и их уже можно увидеть в крыле имени Роберта Лемана.

Этот дар, приуроченный к 150-летию музея, — не только большая удача для него, но и признание 83-летнего художника в любви к институции, которая не так давно приняла решение экспонировать модернизм и современное искусство в диалоге с произведениями самых разных эпох. «Для художника представляет большой интерес контекст, который может дать коллекция Метрополитена», — рассказал в интервью директор музея Макс Холляйн.

Шесть знаковых работ представляют собой портреты жены художника Эльке и его друзей из художественной среды Германии того времени, в том числе арт-дилеров Франца Далема и Михаэля Вернера, коллекционера Карна Ринна и журналиста Мартина Г. Буттига. Все работы были созданы в 1969 году и до сих пор оставались в собрании Базелица.

Написанные по перевернутым поляроидным снимкам, они предлагают поразмышлять о том, что побудило художника дестабилизировать точку зрения зрителя, затруднить ему восприятие связного нарратива и привлечь внимание к возможностям живописи как выразительного средства. В то же самое время Базелиц обратился к жанрам, которых прежде избегал: портретной живописи, обнаженной натуре и пейзажу.

«Представленные целой группой, эти произведения позволяют более полно понять важный момент в биографии Базелица и людей, с которыми он в то время работал», — говорит Бринда Кумар, младший куратор отдела модернизма и современного искусства Метрополитен-музея и организатор экспозиции, получившей название «Георг Базелиц. Знаковый поворот». Ранее в собственности музея находилось 3 картины Базелица и 18 его работ на бумаге.

Георг Базелиц (настоящее имя — Ханс Георг Керн) родился в 1938 году в городе Дойчбазелиц, позднее вошедшем в состав ГДР. Поначалу он учился в Восточном Берлине в Высшей школе изящных и прикладных искусств, где студентам прививали принципы социалистического реализма и откуда он был отчислен в 1957 году за «политическую незрелость». Художник переехал в Западный Берлин, поменял фамилию на Базелиц и в 1962 году окончил Высшую художественную школу. Картины из ранних серий «Герои» и «Разломы» изображают грубые, раздробленные и искореженные фигуры в природном ландшафте, вызывающие ассоциации с травмой Второй мировой войны.

Радикальный переход Базелица к «перевернутым» картинам, произошедший в 1969 году, свидетельствует о его желании «идти своим путем, чтобы никто не указывал ему, что делать». Так объясняет это событие Макс Холляйн, лично познакомившийся с Базелицем во время работы над большой экспозицией серии «Герои», состоявшейся в 2016 году в Художественном институте Штеделя во Франкфурте. «Его не волновали ни мода, ни то, что делали большинство художников», — считает директор Метрополитен-музея. Кроме того, этот шаг позволил ему дистанцироваться от существовавшей тогда дихотомии между абстракцией, которая ассоциировалась с капиталистической Западной Германией, и социалистическим реализмом Восточной Германии. В Западной Германии после Второй мировой войны, по словам Холляйна, «было ощущение, что создавать фигуративную живопись уже невозможно». Но Базелиц был твердо намерен работать с фигуративной живописью, в то же время устраняя из своих работ нарратив.

Бринда Кумар особо подчеркивает важность переданного в дар музею «Портрета Эльке I», первого из написанных художником портретов жены, с которой он познакомился в 1958 году, студентом, уже в Западной Германии. «Этот портрет стал своего рода эталоном, а Эльке — самым часто возникающим образом в его творчестве, — объясняет Кумар. — Базелиц возвращается к этой картине снова и снова». Она отмечает, что даже десятилетия спустя он перерабатывает композицию портрета 1969 года. «Это свидетельствует о развитии отношений как с моделью, так и с живописью».

Сам Базелиц признает, что портреты жены давались ему непросто. «Я не изображаю Эльке. Я изо всех сил стараюсь устранить ее, но обычно у меня не получается, — гласит цитата на этикетке картины в экспозиции. — Она проникает в процесс на уровне моего подсознания, хочу я этого или нет».

Дар получил широкий политический резонанс. Шина Вагстафф, глава отдела модернизма и современного искусства в Метрополитен-музее, отметила в пресс-релизе, что «с учетом наблюдающегося в последние годы расцвета фигуративного искусства» шесть портретов «будут иметь глубокое значение для молодого поколения художников, которые, как и Базелиц, продолжают ценить Америку как символ демократии». Эта ремарка может показаться неожиданной. Но музей приводит собственные слова художника, живущего между Германией и Швецией: «Метрополитен и Нью-Йорк занимают особое место в наших с Эльке сердцах. Этим даром мы с Эльке хотим выразить свою особую привязанность к США. Эта страна всегда была для нас символом свободы».

Шесть полотен будут находиться в экспозиции до 18 июля.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+