Умер Ричард Фейген, великий продавец старых мастеров

Влиятельнейший арт-дилер умер в Нью-Йорке в возрасте 90 лет. Директор Метрополитен-музея Макс Холляйн отдает дань знатоку и коллекционеру старых мастеров, чья книга «Мемуары арт-дилера» была переведена и на русский

Ричард Фейген с картиной Клода Лоррена «Пейзаж с фигурами, переходящими ручей» (1636–1637). 1979. Фото: William N. Jacobellis/New York Post Archives/NYP Holdings, Inc./Getty Image
Ричард Фейген с картиной Клода Лоррена «Пейзаж с фигурами, переходящими ручей» (1636–1637). 1979.
Фото: William N. Jacobellis/New York Post Archives/NYP Holdings, Inc./Getty Image

Ричард Фейген, главный мировой авторитет на рынке старых мастеров, скончался в возрасте 90 лет. Согласно New York Times, он умер во сне после непродолжительной болезни — пневмонии, вызванной COVID-19. Фейген открыл свою первую галерею в Чикаго в 1957 году, а затем распространил успех на Нью-Йорк. С 1965 по 1973 год он показывал работы таких художников, как Макс Бекман, Джозеф Корнуэлл, Йозеф Бойс и Джон Балдессари, в галерее в Сохо. Именно у него в 1959 году прошла первая в США выставка Фрэнсиса Бэкона. В 1969-м Фейген открыл в Верхнем Ист-Сайде новую галерею. Его клиентами были крупнейшие коллекционеры мира, а также Лувр, Музей Гетти и Метрополитен-музей.

Макс Холляйн, директор Метрополитен-музея, вспоминает о многолетней дружбе своего отца, знаменитого архитектора Ханса Холляйна, с покойным дилером и коллекционером.

«Ричард поручил моему отцу спроектировать галерею на 79-й Восточной улице в 1966 году. Вы должны понимать контекст: мой отец на тот момент построил всего лишь один магазин в Вене, и Ричард не знал его лично. Он увидел статью отца в каком-то малоизвестном архитектурном журнале в США, в которой он излагал свои идеи об искусстве и музеях. Ричард пытался связаться с ним, но, как вы понимаете, в то время найти неизвестного венского архитектора было непросто. Он сделал заказ моему отцу, не видя его работы, но ему нравился ход его мыслей и идеи, выраженные в эссе. Это многое говорит о Ричарде; он сразу признал достоинства моего отца, но также был склонен к риску. Галерея стала экстраординарным и важным архитектурным манифестом. Ричард в конце концов уехал из этого пространства, но с моим отцом они на всю жизнь остались друзьями.

Ричард считается главным арт-дилером в области старых мастеров и отличным знатоком искусства всех веков, от итальянского Раннего Возрождения до Пуссена, Тернера или экспрессиониста Макса Бекмана. Но он также был одним из первых галеристов, кто работал с американским художником Питером Солом (р. 1934), у которого недавно была ретроспектива в Новом музее современного искусства в Нью-Йорке. Он поддерживал загадочного Рея Джонсона на протяжении всей его карьеры и, что немаловажно, работал со значимым представителем поп-арта Джимом Розенквистом. Он двигался в разных направлениях. Он был очень открытым и самоуверенным, но меня это восхищало.

Он был любознательным, образованным и, безусловно, знающим себе цену человеком, любил соединять самое неожиданное. У него дома можно было увидеть его коллекцию во всем ее разнообразии. Мне нравилось, что итальянские мастера там были рядом с Бекманом. Глаз Ричарда был чрезвычайно натренирован, и он отлично разбирался в картинах. Его стенд всегда был одним из центров притяжения на TEFAF в Маастрихте, и было приятно послушать его впечатления от ярмарки, он всегда охотно делился мыслями.

Что особенно важно, в 2000 году он написал автобиографию под названием „Байки из художественного склепа: художники, музеи, хранители, коллекционеры, аукционы, искусство“ (в России вышла под названием „Мемуары арт-дилера“ в 2004 году. — TANR); это отличная книга — проницательная, забавная, доступная и очень искренняя. Он делится своими знаниями, опытом, но также и своими взглядами, давая читателю такой уровень прозрачности в отношении мира искусства и его махинаций, как мало какие другие книги. Мне нравится эта книга — особенно за ее рискованную откровенность. В 2019 году в ознаменование 150-летия Метрополитена Ричард подарил музею важную картину Карло Сарачени „Успение Богородицы“ (около 1612). Это был крайне щедрый жест, и, к моему большому удивлению, он сделал его в мою честь. Ричард знал меня с самого рождения, с большим интересом следил за моей карьерой и всегда поддерживал меня — выдающийся коллекционер, дилер, энтузиаст искусства, покровитель и друг».

От нашей редакции добавим, что Ричард Фейген был не чужд и российскому арт-рынку: в 2004 году он открыл в Лондоне, совместно с французским коллегой Эрве Аароном, антикварную галерею, которая должна была специализироваться на работе с русскими клиентами и обеспечивать им специальный подход. Открытая на подъеме русского арт-рынка, с его падением галерея закрылась. В этом проекте вся суть характера Ричарда Фейгена, занимавшегося старым искусством, но следившего за всем новым, имевшего огромные связи и любившего риск.

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
4
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
5
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
Однако картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вернется в экспозицию только к началу следующего года: необходимо создать антивандальную капсулу. Реставрация огромного полотна признана экспертами успешной и революционной
24.05.2022
Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+