18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Арт-рынок на перепутье между старыми и новыми именами

Сможет ли портрет Боттичелли, выставленный на торги за $80 млн, стимулировать спрос в верхнем сегменте рынка? Или первенство останется за современным искусством и новыми именами?

Ренессансный Портрет с большой буквы будет продаваться во время нью-йоркской недели старых мастеров Sotheby’s 28 января. Аукционный дом надеется, что картина с эстимейтом выше $80 млн поможет стимулировать спрос в верхнем сегменте рынка, с минувшего марта страдающем от последствий пандемии COVID-19.

По данным Bloomberg News, «Портрет молодого человека с медальоном» Сандро Боттичелли принадлежит фонду, учрежденному для минимизации налогов нью-йоркским девелопером и миллиардером Шелдоном Солоу, который скончался в ноябре прошлого года. Солоу приобрел картину в 1982 году приблизительно за $1,3 млн.

Весьма вероятно, что облик аукционного рынка в постпандемийный период будут определять именно запредельные цены на произведения звездных старых мастеров (в 2019 году портрет, заявленный как последняя картина Боттичелли в частных руках, выставили на ярмарке Frieze Masters за $30 млн) в сочетании с головокружительными ставками на новые работы модных современных художников, в разы превышающими их эстимейт.

На декабрьских гибридных торгах Christie’s в Гонконге и Нью-Йорке были установлены ошеломительные рекорды на работы любимчиков сегодняшнего рынка Даны Шюц ($6,5 млн), Николя Парти ($1,4 млн) и Амоако Боафо ($1,2 млн). «На арт-рынке линия раздела проходит между сверхбогатыми и всеми остальными», — говорит Майкл Мозес, член совета директоров компании ARTBnk, специализирующейся на оценке произведений искусства, для которой он создал базу данных повторных аукционных продаж.

Мозес — один из авторов легендарного индекса Мея — Мозеса, приобретенного Sotheby’s в 2016 году. Индекс объединяет данные о более чем 35 тыс. повторных продаж на торгах Christie’s, Phillips и Sotheby’s начиная с 1980-х годов в виде графика, на котором отчетливо прослеживается резкий рост прибылей в период бума на импрессионистов в конце 1980-х, уверенный подъем дохода от продаж модернизма и современного искусства в начале 2000-х и спад во время финансового кризиса 2009 года. С тех пор график успел выровняться.

«Арт-рынок переживает период застоя, и неизвестно, когда он из него выберется», — говорит Мозес. Он отмечает, что в последнее десятилетие подавляющее большинство богатых людей предпочитают делать легкие деньги, инвестируя в ценные бумаги, а не спекулируя искусством. «Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы вкладывать свои деньги в очень стабильные, ликвидные, высокоприбыльные активы», — добавляет Мозес, обращая внимание на то, что с января 2010 года промышленный индекс Доу — Джонса вырос более чем на 150%, а индекс высокотехнологичных компаний Nasdaq — более чем на 350%.

Никакой чистой прибыли от искусства

Согласно расчетам Майкла Мозеса, суммарная годовая прибыль от продажи всех произведений искусства, повторно выставленных на аукционы с 2010 года, составила всего 4,4%. Учитывая, что подавляющее большинство этих транзакций сопровождалось уплатой комиссии в размере не менее 10%, на практике эта прибыль должна была обернуться убытком. «Речи о чистой прибыли здесь не идет, — говорит Мозес. — На перепродаже искусства трудно заработать из-за невероятно высоких операционных издержек».

По данным совместного отчета банка UBS и консалтинговой компании PwC, в июле 2020 года суммарное богатство всех миллиардеров мира достигло рекордных $10,2 трлн, побив предыдущий рекорд в $8,9 трлн, установленный в 2017 году. Сейчас в мире 2189 миллиардеров против 2158 в 2017 году. «Вперед вырвались предприниматели, работающие в секторе технологий, здравоохранения и промышленности», — сообщается в отчете.

Таким образом, в мире есть множество людей, готовых выложить на аукционе непомерные суммы за произведения самых востребованных художников, чтобы получить их в обход галерейных списков ожидания.

Очередной иллюстрацией служат рекордные $4,3 млн, более чем в 20 раз превышающие нижний эстимейт, за которые ушла картина «Купальщицы» (2015) афроамериканской художницы Эми Шералд на торгах Phillips, состоявшихся 7 декабря. «Безумная борьба ставок, особенно на свежие произведения художников, недавно вышедших на рынок» — так описал тот аукцион в своей рассылке The Baer Faxt инсайдер арт-рынка Джош Байер. «Легкие деньги для перекупщиков, но, вероятно, скверная инвестиция для покупателей», — считает он.

Но, быть может, самих покупателей это не волнует. По-видимому, отличительной особенностью современного рынка является то, что сверхбогатые знают, что искусство — ненадежная инвестиция, и больше не покупают произведения в расчете на выгодную перепродажу. Они покупают их просто потому, что хотят получить эти работы — и прилагающуюся к ним «лицензию на тщеславие». «Создается впечатление, что важнее всего то, кто из художников использовал идею последним, а не то, кому первому она пришла в голову, — говорит берлинский арт-консультант Майкл Шорт. — Чувство истории сейчас полностью отсутствует».

«Красные фишки» против «голубых фишек»

Поднятая социальными сетями волна культурной амнезии может вылиться в серьезную проблему для рынка. Если покупатели продолжат интересоваться исключительно новейшим искусством — будем называть его искусством «красных фишек», — то классическое искусство — «голубые фишки» — потеряет в цене и вся система коллекционирования искусства как альтернативной инвестиции окажется под сомнением.

Если говорить о фишках, то тот момент, когда картина Даны Шюц «Лифт» (2017) ушла на Christie’s за рекордные $6,5 млн, более чем вдвое превышающие ее верхний эстимейт, обойдя «Банку супа Campbell’s» (1962) Энди Уорхола, проданную после единственной ставки за $6,1 млн, убедительно маркировал поворот от голубого к красному. В 2014 году эта классическая работа Уорхола была продана на аукционе за $7,4 млн.

Профессор Маастрихтского университета Рейчел Паунелл отмечает, что мировые аукционные продажи искусства не росли с 2014 года, когда был достигнут исторический максимум в $21,5 млрд. Но если аукционному рынку и удастся выйти из тени пандемии, то как он будет расти в ближайшее десятилетие при условии, что значительный подъем цен наблюдается только на постоянно обновляющийся список модных новых имен и на крайне редкие вещи мировых гениев вроде Боттичелли?

Ответ, разумеется, связан со сферой технологий. Или, по крайней мере, с людьми, заработавшими в ней огромные состояния, составляющие конкуренцию, а может, и превосходящие богатства, накопленные так называемыми баронами-разбойниками в конце XIX — начале ХХ века. Исторические приобретения вроде покупки железнодорожным магнатом Генри Хантингтоном картины «Мальчик в голубом» (1770) Томаса Гейнсборо в 1921 году за $640 тыс. (около $9,5 млн в сегодняшних деньгах) изменили арт-рынок ХХ века. Вне всяких сомнений, господа Безос, Цукерберг, Маск и другие способны преобразить современный арт-рынок точно так же, как они уже сделали с другими сферами мировой экономики.

Сообщается, что в ноябре минувшего года основатель Amazon Джефф Безос, самый богатый человек в мире, потратил $70 млн на работы Керри Джеймса Маршалла и Эда Руша. И все же в соотношении с размерами его состояния (которое сейчас оценивается в $185 млрд) эта покупка далеко не равнозначна приобретениям таких коллекционеров, как Хантингтон, Джон Пирпонт Морган или Генри Клей Фрик. В отличие от поколения баронов-разбойников, современные технологические магнаты не испытывают потребности в покупке невероятно дорогих произведений искусства, чтобы добиться того, что американский экономист Торстейн Веблен в своем классическом труде 1899 года «Теория праздных классов» назвал «репутабельностью».

«Они тоже инвестируют в искусство, но, насколько мне известно, без искушенности и размаха своих предшественников, — говорит Тадас Юцикас, основатель и исполнительный директор стартапа Genus AI, специализирующегося на технологиях искусственного интеллекта. — Это другая группа покупателей. Успешные люди сейчас полностью погружены в технологии. Генерируемое богатство инвестируется обратно в компании следующего поколения».

Но в конечном итоге, по его мнению, «успешные люди обнаруживают, что им не хватает базовых знаний об остальном мире; и начинает приобретать значение способность ценить вещи за пределами сферы, на которой они сосредоточены». Юцикас считает, что через 20–30 лет предприниматели, специализирующиеся на технологиях, станут более активными покупателями искусства. И если у них дойдут руки до изменения мира искусства заодно со всем остальным миром, то они точно не станут покупать ради инвестиций.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+