18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В Китае продолжают искоренять уйгурскую культуру

№87
Материал из газеты

Две трети мечетей Синьцзяна разрушены или повреждены.Международные наблюдатели называют эту ситуацию принудительной ассимиляции культурным геноцидом древнего народа, традиции которого сочетают персидское и монгольское влияние

В докладе Австралийского института стратегической политики (ASPI), посвященном проблеме уничтожения уйгурского культурного наследия в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, приводятся шокирующие цифры. Эксперты подсчитали, что с 2017 года, когда в КНР вступил в силу закон о противодействии экстремизму, властями в регионе было уничтожено либо серьезно повреждено 65% мечетей и 58% важных исламских памятников. Международные наблюдатели называют эту ситуацию принудительной ассимиляции культурным геноцидом.

Официально в Китае только в Синьцзяне более 24 тыс. мечетей. Многие из них внесены в государственные списки исторического наследия, но власти отрицают обвинения в уничтожении памятников в собственной стране. Среди мечетей есть традиционные постройки и современные здания. Последние возводились в эпоху относительной открытости и религиозного ренессанса, последовавшую за окончанием «культурной революции» в 1976 году. Власти резко поменяли отношение к исламу после того, как в 2012 году КНР возглавил Си Цзиньпин. В одном только Кашгаре с 2016 года снесено 70% мечетей.

В 1998 году в обзоре, посвященном уйгурскому архитектурному наследию, французский архитектор и антрополог Жан-Поль Луб отмечал, что древняя архитектура этого народа сочетает персидское и монгольское влияние; например, одним из ярких элементов, подтверждающих эту теорию, является пештак — парадный вход в виде стрельчатой арки, обрамленный минаретами. «На самом деле мы здесь на тюркской территории, — говорит исследователь, — отнюдь не в Китае». Прежде чем превратить мечети в магазины, бары или просто снести, власти КНР решили их «окитаить». Постройки избавляли от любых признаков ислама — убирали минареты, купола, арабскую вязь. У Большой мечети в городе Каргалык, возведенной в 1540 году, снесен (правда, затем восстановлен в миниатюре) находившийся рядом дом привратника. При этом территорию, принадлежавшую памятнику архитектуры, уменьшили, чтобы освободить место под строительство торгового центра. Многоцветная мозаика с изображением шахады, исламского символа веры, над входом уступила место примитивной кирпичной кладке и пустым белым панелям.

Крупнейшая мечеть региона — Ид-Ках XV века в Кашгаре — лишилась звезды и полумесяца, венчавших ее купол, разноцветной таблички со священными писаниями, украшавшей вход (теперь она находится внутри), а заодно и прихожан. Весь Старый город, где находилась мечеть, был снесен, жители переселены, а на этом месте разбили огромную площадь с магазинами.

Гораздо сильнее, чем на мечети, китайские власти ополчились на мазары — места поклонения уйгур, часто связанные в могилами знаменитых мусульманских деятелей. Их посещение для местных — такой же религиозный долг, как и уроки истории. Мазары могут быть совершенно разными — от роскошного мавзолея Аппака Ходжи в Кашгаре (сейчас он превращен в музей) до простых безымянных построек из сырцового кирпича, одиноко стоящих деревьев или природных источников в пустыне Такла-Макан.

Власти нанесли удар по уйгурским святыням сразу с нескольких сторон. В первую очередь от государства, объявившего вне закона массовые собрания, пострадали местные общины, которые стекались к мазарам и поддерживали их жизнь. Прежде, приходя сюда, паломники зарывались в песок и глотали частички со святых стен, веря в их целительную силу. Устанавливали у подножия гробниц самодельные флаги на деревянных шестах — показывая верующим, по словам специалиста по истории взаимоотношений мусульманского мира и Китая из Ноттингемского университета Райана Тума, «сколько еще людей разделяют вашу веру в силу этого места». Кампания против мазаров началась в 1997 году с закрытия Ордам-Падишаха X века и привела к их полной ликвидации в Синьцзяне к 2015 году. Есть и совсем свежие потери. Снесены мазар в честь имама Джафара ас-Садика недалеко от города Ния и весь комплекс Ордам. Все, что осталось от памятника имаму Асиму недалеко от Хотана, — здание из сырцового кирпича вокруг могилы святого; мечеть снесена. Тум ведет список объектов, которым угрожает опасность, каждые две недели он проверяет по спутникам Google Earth их состояние. Многие опасаются, хотя этому пока нет подтверждения, что утрачены и хранившиеся в мазарах артефакты: гигантские старинные котлы для приготовления пищи в Ордаме, которые использовали для общих трапез; реликварий XVII века в мазаре Абдурахмана Ванга в Яркенде (его ввела в научный оборот без вести пропавшая в конце 2017 года выдающийся уйгурский специалист по мазарам Рахиля Давут). Еще один ученый, пожелавший сохранить анонимность, предоставил нам фотографии свитка XVIII века из святыни в Южном Синьцзяне, в котором исследуется генеалогическое древо суфийских лидеров, включая бывшего главу уйгурского региона. Где эти вещи сейчас — пока неясно. 

Наконец, потери касаются не только уйгурской цивилизации. Марк Аурел Стейн (1862–1943), британский археолог венгерского происхождения и самый известный исследователь Восточного Туркестана, полагал, что мазар Джафара ас-Садика и большинство уйгурских пустынных святынь расположены на или вблизи доисламских, буддийских мест религиозного поклонения. «Это ценнейшее археологическое наследие, которое ничем невозможно заменить, — говорит Тум. — Есть вопросы, на которые не будет ответов, как только они всë это сровняют с землей». Как и в случае самого известного сноса — Старого города в Кашгаре, а также уничтожения ряда исторических уйгурских кварталов в Хотане, Яркенде, Каргалыке и Керии, суммарные потери исключают любую возможность исторического исследования области, которой и так уделялось мало внимания. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+