18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Томск: не только деревянная архитектура

№87
Материал из газеты

Томск знаменит деревянной резьбой, но молодые жители города мечтают об открытии центра современного искусства

Томск был основан на землях татарского князя Тояна. Как и многие русские города, он начался с деревянного острога, расположившегося на самой высокой точке местности — Воскресенской горе. Об этом напоминает глыба красного железняка с мраморной табличкой: «На этом месте в 1604 году был основан город Томск». Из деревянного острога поселение плавно переросло в уездный город, ставший в XVIII веке главным торговым центром Сибири. Через него проходил знаменитый Сибирский тракт, соединявший столицу с Дальним Востоком.

Деревянная застройка до сих пор во многом определяет архитектурное лицо Томска. Он славится деревянной резьбой, стиль которой был заимствован у поволжских мастеров. Томскому деревянному зодчеству свойственно стилевое разнообразие. На улицах города можно увидеть дома с декором, выполненным в стиле классицизм, сибирское барокко и модерн.

С историей городской архитектуры можно познакомиться в Музее деревянного зодчества. Он расположен в памятнике федерального значения — бывшем особняке Андрея Дмитриевича Крячкова (1876–1950), одного из самых активных и известных архитекторов Сибири. На момент постройки в 1911 году это был первый деревянный дом, выполненный в стиле модерн. Недавно журнал Forbes включил этот уникальный объект в печальный список «Шести достопримечательностей России, которые скоро исчезнут». Кроме посещения постоянной экспозиции в музее можно послушать лекции о творчестве выдающихся архитекторов губернского города.

Еще одно здание, построенное в 1916 году по проекту Крячкова в стиле модерн, — склады купца Горохова. Это складской комплекс из красного кирпича с круглыми окнами, четырехгранной башней и шпилем. Раньше он принадлежал Владимиру Александровичу Горохову, владельцу крупного мукомольного предприятия. В 1995 году складам был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. А в 2014-м здание передали Сибирскому филиалу ГЦСИ (сейчас в составе ГМИИ им. Пушкина) для открытия в нем центра современного искусства. С улицы фасад складов выглядит неплохо, и до сих пор это единственное здание на набережной реки Томь, выделяющееся на общем фоне городской застройки. Однако находиться внутри него опасно: ему срочно необходима реставрация, которая по сей день так и не началась.

Томичи обеспокоились тем, что в скором времени могут утратить прекрасный образец торгово-промышленной архитектуры начала ХХ века. В июне 2019 года рядом со складами Горохова провели арт-фестиваль «мУкА. Склады искусства». Организаторы, включая Сибирский филиал ГЦСИ, хотели привлечь внимание общественности к необходимости реставрации архитектурного памятника и последующего создания в нем центра современного искусства. На протяжении трех дней напротив разрушающихся складов проходили выставки современных художников, перформансы, лекции и дискуссии. Специально для того, чтобы рассказать о реализации подобного проекта в Нижнем Новгороде, где в бывшем Арсенале открыли арт-пространство, в Томск прилетал куратор и художник Евгений Стрелков. Но за минувшие после фестиваля полтора года серьезных перемен в судьбе складов не случилось, здание продолжает разрушаться.

Прогуливаясь по набережной, неподалеку от складов купца Горохова можно увидеть памятник Антону Чехову. Писатель посетил Томск в самый разгар непогоды в 1890 году по дороге на Сахалин. «Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная», — именно так Чехов отозвался о нем.

Томичам не понравился такой отзыв, и в 2004 году на народные средства по проекту скульптора Леонтия Усова был создан весьма ироничный памятник писателю. Босой Чехов высотой под 2 м отлит из бронзы, на нем нелепая шляпа, пальто, знаменитые круглые очки, скошенные набок. Надпись под фигурой гласит: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего „Каштанку“». Подойдя поближе, можно заметить, что покрытие на носу Чехова слегка стерлось. В Томске верят, что, если загадать желание и потереть нос бронзового монумента, оно исполнится.

Несмотря на богатое историческое наследие, Томск еще и город молодежи, ведь каждый восьмой его житель — студент. Еще в начале XIX века появилась идея открытия университета на территории Сибири. Основным претендентом был Омск. Но чуть позже профессор Василий Флоринский, входивший в состав Комитета народного просвещения, выпустил статью, в которой изложил основные преимущества Томска как университетского города. Флоринский назвал Омск военным городом, равнодушным к науке. В Томской губернии, напротив, активно развивалась торговля, работали средние учебные заведения. Кроме того, она считалась крупнейшей в России, ведь охватывала современный Алтай, Красноярский край, Кемеровскую и Новосибирскую области, а также часть Казахстана. Так в 1888 году здесь был открыт Императорский Томский университет, ставший первым университетом в Сибири. За свое культурное и образовательное значение в истории страны город был неофициально назван Сибирскими Афинами.

Для строительства первого высшего учебного заведения за Уралом был выделен самый лучший участок земли, в то время этот район назывался Елань — самый центр города. Здание главного корпуса университета построено в традиционном для учебных заведений XIX века стиле классицизм. Разработкой проекта занимался архитектор Александр Константинович Бруни, а первым ректором университета мог стать Дмитрий Иванович Менделеев. Не так давно в главном корпусе Томского государственного университета открылась галерея «В Главном». Она представляет собой арт-пространство Института искусств и культуры. Сейчас там регулярно проходят выставки молодых художников, кураторские и образовательные проекты.  


Богородице-Алексеевский монастырь

Православный мужской монастырь, выполненный в стиле сибирское барокко. Он был основан, по одним источникам, в 1605 году, а по другим — в 1622-м. В конце XVII столетия находился под личным покровительством царя Федора Алексеевича, а в 1978 году комплекс монастырских зданий был взят под государственную охрану. Существует легенда, что император Александр I не умер в 1825 году, а под именем старца Федора Кузьмича отправился странствовать по России. Долгое время старец жил и был похоронен именно в Богородице-Алексеевском монастыре. 

Томск, ул. Крылова, д. 12/1


Воскресенская церковь

Местные считают эту церковь шедевром сибирского барокко школы Растрелли. Храм — ровесник города. Первоначально он был деревянным, каменное строение возвели только в 1789 году. В советское время церковь была закрыта и передана в ведение промысловой кооперации. Сначала она стала гаражом, зерноскладом, а позже и тиром НКВД. В 1940-е годы храм пытались разрушить. Дважды хотели сбить главный крест. Оба раза накинутый на него канат был рассечен невидимой молнией. Слегка склоненный крест до сих пор так и венчает главный купол.

Томск, Октябрьский взвоз, д. 10


Музей славянской мифологии

В 2007 году в Томске был основан первый и единственный в своем роде Музей славянской мифологии. Экспозицию составляют работы современных художников, продолжающие традицию национального романтизма Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Николая Рериха. Это живопись, графика, произведения отечественного декоративно-прикладного искусства, связанные со славянской историей, фольклором и эпическими сказаниями. Музей регулярно пополняет коллекцию, приобретая произведения современных художников, и проводит выставки.

Томск, ул. Загорная, д. 12

Музей «Следственная тюрьма НКВД»

Томск, как и многие сибирские города, с середины XVIII века и вплоть до конца Великой Отечественной войны был одним из мест ссылок и репрессий. В свое время здесь бывали декабрист Гавриил Батеньков и анархист Михаил Бакунин. Чтобы почтить память всех пострадавших в кровавой мясорубке истории ХХ века, в Томске создан мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД». Его постоянная экспозиция включает в себя реконструированный тюремный коридор, камеру для подследственных заключенных и интерьер кабинета следователя.

Томск, пр-т Ленина, д. 44

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+