18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Искусство в кубе

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

Молодая художница Катерина Плеханова рассказала о своей первой персональной выставке, любви к раскладыванию предметов на фрагменты и далекоидущих творческих планах

Катерина Плеханова. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова.
Фото: Катерина Плеханова

Когда вы начали заниматься живописью?  Где получили образование?

Живописью я занималась всегда, с самого детства. Сколько себя помню, я всегда рисовала. Были перерывы, конечно, но я так или иначе снова возвращалась к краскам. Училась и в художественной школе, и в разных творческих мастерских, и у частных преподавателей. А осознанно я начала заниматься живописью, когда решила поступать в университет на специальность «дизайн костюма». Я брала частные уроки академической живописи и рисунка на протяжении двух лет перед поступлением и продолжила уже в вузе. Образование получила в Текстильном университете им. Косыгина по специальности «художник-модельер».

Катерина Плеханова. «Пионы». 2019. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Пионы». 2019.
Фото: Катерина Плеханова

Первая соло-выставка — это всегда очень важная ступень в творческой карьере. Долго вы к этому шли? 

Я в течение последних трех лет стараюсь ежегодно проводить небольшие выставки в Москве, но в этом году первый раз экспозиция по-настоящему крупная и объединена общей темой. На выставке «Жизнь в кубизме», которая проходит в особняке на Конюшковской улице (БКС Ультима), собраны кубистические работы, созданные мною за пять лет. И можно сказать, что к этой выставке я все эти годы и шла. Именно пять лет назад мне захотелось чего-то другого в живописи, чего я еще не делала, уйти от реалистической и академической школы и выйти на новый для себя уровень. По стечению обстоятельств мой хороший друг, профессиональный художник, показал мне основы техники кубизма и конструктивизма. Она меня мгновенно увлекла и увлекает по сей день. Хотя, должна сказать, поначалу было нелегко, и первые работы я сама не понимала, мне хотелось интуитивно добавить больше реализма. Сейчас смотрю на некоторые из них и вижу, что они сделаны действительно хорошо. Что-то из этих первых опытов уже в частных собраниях, но себе я тоже кое-что пока оставила. 

Катерина Плеханова. «Дома». 2020. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Дома». 2020.
Фото: Катерина Плеханова

А чем конкретно привлекает именно кубизм?

Многим, на самом деле. Мне доставляет большое удовольствие раскладывать предметы на фрагменты, когда нужно искать разные ракурсы, разбивать трехмерные объекты на отдельные элементы и переносить на двухмерную плоскость. Я вообще люблю обобщать форму, приводить ее к геометрическим фигурам. Также применяю конструктивистские техники — в некоторых работах нет ни одной лишней линии, все построено по параллелям, перпендикулярам и полукругам по изначально заданному направлению. Это всегда игра с формой, деконструкцией, плоскостью и цветом. Я думаю, именно за счет этих моментов мою работу в результате хочется разглядывать, всматриваться в нее, искать что-то свое. Это завораживает. 

А еще какие направления в искусстве вам близки, в чем хотелось бы себя попробовать? 

Я думаю, время покажет, но точкой опоры точно будет кубизм, конструктивизм. Мне самой как-то сложно говорить о себе, я не думаю о стиле, когда пишу. Я просто четко понимаю и знаю технику и опираюсь на нее. Плюс использую свою уникальную технику заполнения цветом, благодаря которой у изображения появляется объем. Хотя сейчас многие говорят, что у меня смешение разных стилей: импрессионизм, кубизм, конструктивизм, экспрессионизм... И когда меня спрашивают: «В каком стиле вы работаете?» — мне всегда хочется ответить:  «В своем». (Смеется.) Конечно, я допускаю, что позже буду работать совсем в другом направлении. К примеру, мне нравится беспредметная живопись. Но сейчас я все-таки за кубизм.

Катерина Плеханова. «Денежное дерево». 2020. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Денежное дерево». 2020.
Фото: Катерина Плеханова

Сложно быть молодым художником в современном мире? Как выделиться, как сделать так, чтобы вас заметили?

На самом деле не важно, кто ты — художник, галерист, экономист, бухгалтер или владелец бизнеса. Сейчас всем нелегко. Везде есть свои сложности, есть взлеты и падения, минусы и плюсы. Просто нужно делать то, что нравится, делать это с удовольствием и любовью, искать что-то новое, двигаться, развиваться и не останавливаться. А чтобы выделиться, нужно быть собой, потому что каждый человек уникален. У меня и живопись про это: каждый объект уникален, именно в этом красота.

Для вас искусство — это профессия или больше увлечение?

Для меня искусство — это жизнь. Я в принципе не мыслю себя без искусства, без созидания. Если долго ничего не пишу, начинаю тосковать по творческому процессу. 

Катерина Плеханова. «Букет с тюльпанами». 2019. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «Букет с тюльпанами». 2019.
Фото: Катерина Плеханова

Многие художники говорят, что период самоизоляции был для них очень плодотворным, позволив открыть новые грани их таланта. Вы можете сказать нечто подобное о себе?

Да, самоизоляция для меня действительно была очень продуктивной. Я дописала за этот карантин шесть работ, начатых еще в 2019 году, приступила к нескольким новым картинам, плюс начала еще одну серию. Пандемия, конечно, сильно скорректировала мои планы. У меня еще этим летом должны были открыться большие выставки в Москве и Санкт-Петербурге. В столице в итоге она состоялась только в ноябре, и то с ограничением по посещаемости. А вот экспозицию в Санкт-Петербурге, наверное, уже придется перенести на следующий год. 

Катерина Плеханова. «На террасе». 2020. Фото: Катерина Плеханова
Катерина Плеханова. «На террасе». 2020.
Фото: Катерина Плеханова

Есть у вас какая-то глобальная цель или мечта? Может быть, поучаствовать в Венецианской биеннале или собственная выставка в Музее Виктории и Альберта?

Конечно, как и любой другой художник, я хочу, чтобы мои работы были представлены в лучших музеях мира. Особенно хочу персональную выставку в венской Альбертине. (Улыбается.) Целей и запросов на будущее много, но пока не буду о них говорить, ведь «хочешь насмешить бога — расскажи ему о своих планах». Сегодня вообще сложно что-то планировать. Но из ближайшего — участие в нескольких международных арт-ярмарках и новые персональные выставки. Вот к концу 2021 года готовим экспозицию моих больших живописных работ. А сейчас я пока мечтаю просто о большой светлой студии-мастерской, где я могла бы не только творить, но и показывать картины гостям, коллекционерам и посетителям. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+