18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Заноза вместо сандалии: Рафаэль в Эрмитаже

№87
Материал из газеты

Роскошь не бывает чрезмерной. Эрмитажная выставка «Линия Рафаэля. 1520–2020» — 300 произведений, собранных из нескольких европейских топ-музеев, — убедительно это доказывает

На эрмитажной выставке «Линия Рафаэля. 1520–2020» можно легко застрять в аванзале, где показаны рисунки гения из Урбино и фрески его школы. Но надо сделать над собой усилие и пройти всю линию до конца.

Вокруг малахитовой ротонды, когда-то заказанной Пьеру-Филиппу Томиру русским горнозаводчиком Николаем Демидовым, дизайнер выставки Агния Стерлигова выстроила два полукружия. В одном размещены шесть рисунков Рафаэля из лондонского Британского музея и венской Альбертины. От «Ангела» и «Неизвестной святой» глаз не оторвать. В другом полукружии — восемь фресок с закругленным верхом, принадлежащих школе Рафаэля. Они украшали стены арочной лоджии виллы Стати-Маттеи, которая находилась на Палатинском холме в Риме среди античных руин. Фрески должны были напоминать людям эпохи Возрождения о славной старине. В 1856 году участок, где находилась лоджия, продали женскому монастырю. Обнаженка на мифологические темы была монахиням ни к чему. Тут подсуетился маркиз Джованни Пьетро Кампана. Он купил фрески, распорядился перевести их на холст. Получилось не очень удачно, о чем говорят последующие записи. Через пять лет фрески купил Александр II.

Впервые Эрмитаж отважился (но и Рафаэль — случай особый) показать произведения — в данном случае фрески — в процессе длительной и кропотливой реставрации. Почти завершена работа над «Венерой, раненной Амуром» и «Венерой, вынимающей занозу». Последний сюжет еще недавно назывался «Венера, завязывающая сандалию». Расчистили — выяснили истинный сюжет. Под изображением водопада на фреске «Уран с Сатурном в облаках» обнаружен сюжет «Рождение Венеры». Будет ли он расчищаться, зависит от дальнейшего исследования фрески.

Еще один сюрприз выставки — два картона Джулио Романо: «Венера и Адонис» из Альбертины и «Голова Венеры» круга Рафаэля из Британского музея. Возможно, фреску «Венера и Адонис» создавал сам Романо, любимый ученик Рафаэля.

Дизайн следующего, Николаевского зала Стерлигова выстроила как лоджию, разделенную системой арок на века — от XVI до XX. Это отсылка и к лоджиям Рафаэля в Ватикане и их эрмитажной копии, и к истории с фресками. Но сначала надо постоять у «Нижнетагильской мадонны». Это копия, предположительно XVI века, с картины Рафаэля «Мадонна с вуалью». Она была найдена в 1924 году в Нижнем Тагиле. Возможно, принадлежала Анатолию Демидову, сыну заказчика малахитовой ротонды.

Со смертью Рафаэля завершилось Высокое Возрождение с его поисками идеалов божественной гармонии и такой же неземной красоты. Школа распалась, ее мастера разъехались по Европе, проповедуя частное, личное, соревновательное. Наступил век маньеризма. В «Любовной сцене» Джулио Романо парочка предается утехам, не обращая внимания на предупреждения благонравной старушки-ключницы. На картине того же художника «Дама за туалетом» женщина явно готовится к свиданию, придирчиво вглядываясь в невидимое зрителю зеркало.

Кураторы выставки считают «Женский портрет» Корреджо чувственным изводом рафаэлевской грации. Возможно, это так. Хотя явно больше эмоций в интерпретации евангельских сюжетов у Понтормо, Андреа Сабатини и Федерико Бароччи. «Мадонна с кошкой» Бароччи приехала из Национальной галереи в Лондоне.

С ними вступает в спор-диалог гравюра художника, известного как «Мастер игральной кости». Его «Преображение», созданное по одноименной картине Рафаэля, полно драматической экспрессии и лишено умиротворенности оригинала. В то же время Андреа дель Сарто в «Святом семействе с Иоанном Крестителем» продолжает спокойно нести божественный рафаэлевский свет.

В XVII веке публика и художники устали от изысков маньеризма. Наступило время поисков новой гармонии. Рафаэль стал знаменем, под которым собирались академии — от скромных кружков до солидных институций. Первой стала болонская Академия вставших на путь. Ее адептом был Гвидо Рени; пример выбора правильного направления — «Святой Иосиф с младенцем Христом на руках».

Роль центра нового академизма на выставке отведена большой картине Никола Пуссена «Святое семейство со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем». Француз был поклонником Рафаэля и Романо и доказал этой работой верность учителям. В слабо освещенных витринах, берегущих бумагу, притаились рисунки Пуссена на библейские темы.

Знаменитый эрмитажный автопортрет Антониса ван Дейка привлекает внимание в любом контексте. Здесь он выглядит как вопрос: «Достоин ли я славы Рафаэля, выдержу ли состязание с ним?» Весь облик фламандца подчеркивает, что ван Дейк уверен в своей конгениальности Рафаэлю. Как тут не вспомнить автопортрет самого Рафаэля из Галереи Уффици?! Он ни в чем не был уверен.

Но оставим небожителям выяснять отношения между собой. Простым смертным кураторы адресуют картину Бартоломео Кавароцци «Святое семейство». Все персонажи — строгие, но доброжелательные учителя жизни. Кавароцци был последователем Караваджо, а тот был равнодушен к Рафаэлю. И это еще одна линия выставки.

В XVIII веке Рафаэль окончательно стал «иконой стиля», обязательной принадлежностью гранд-туров, которые были образовательными поездками по Европе для художников и развлекательными для знатных особ. Таких, как граф Северный, он же наследник российского престола Павел Петрович.

Рафаэля держали в голове и когда изображали античные сюжеты, и когда рисовали непритязательные семейные портреты. В странах, где прежде не было академического искусства, стали присваивать неофициальное звание «наш Рафаэль» — это было прямым аналогом «нашего всего». Немецким Рафаэлем был художник с соответствующим именем — Антон Рафаэль Менгс. Его автопортрет — пытливый взор молодого человека с кистью и папкой рисовальной бумаги — образец надежд и иллюзий эпохи Просвещения.

Звания русского Рафаэля удостоился Антон Лосенко. Его картина «Зевс и Фетида» прямо восходит к «Преображению» великого итальянца. Умиротворение на полотне обманчиво. На самом деле Фетида призывает Зевса отомстить Агамемнону за ее сына Ахилла. Гламурную версию Рафаэля легко представить себе по картине Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен «Баронесса А.С.Строганова с сыном».

Две версии «Суда Париса» — Менгса и Карло Маратти — выглядят вызывающе в нынешнюю эпоху «новой этики». И это будущая линия Рафаэля.

Но вернемся к той линии, что уже сложилась. В XIX — начале ХХ века Рафаэль стал предметом романтических воздыханий и китчевого бизнеса. Причем они мирно сосуществовали друг с другом. «Моление перед чашей» создано Жаном Огюстом Домиником Энгром, фанатом Рафаэля, и оммажирует великому итальянцу. Трогательный «Сенокос» Алексея Венецианова скромно на него намекает. Так же как и «Священная роща» Мориса Дени и эскизы Виктора Васнецова для росписи Владимирского собора в Киеве. Как и эстетский рисунок Эдварда Берн-Джонса «Обнаженная Андромеда», приехавший из Британского музея.

По китчевому разряду проходит огромная картина Феличе Скьявоне «Смерть Рафаэля». Туда же относится мраморная скульптура Паскуале Романелли «Рафаэль и Форнарина». Взаимоотношения художника и этой дамы, то ли возвышенные, то ли чисто потребительские, становятся предметом салонных «исследований».

Недалеко от них ушли пасхальные сувениры с изображением двух ангелочков из Сикстинской Мадонны, фарфоровая ваза со святым Георгием и стеклянное тондо «Мадонна Альба».

В ХХ веке все окончательно смешалось в доме арт-наследников Рафаэля. На выставке это показано замечательно. Эротоманские листы из «Сюиты 347» Пабло Пикассо, его видение отношений Рафаэля и Форнарины, пришлось закрыть занавесочкой с лейблом «18+». Рядом «Портрет Лидии Делекторской» — ангельский лик музы Анри Матисса, созданный вечным соперником Пикассо на художественном олимпе. Девушки в теле, нарисованные Александром Самохваловым, входят в серию этюдов к неосуществленной картине «Радость жизни». Сальвадор Дали литографировал свою абстракцию «Гала, моя Сикстинская мадонна» как иллюстрацию к «Дон Кихоту».

Егор Остров в своей «Сикстинской мадонне» имитирует компьютерный растр акрилом на холсте. Соратник Тимура Новикова по Новой академии изящных искусств, Остров 20 лет занимается подобными опытами. И вот выставился в Эрмитаже, да еще и попал в бренд-бук выставки вместе с Дали.

В начале 2021 года выставку «Линия Рафаэля» ждет второе открытие. Должна приехать из Лувра рафаэлевская «Прекрасная садовница». Она задерживается из-за карантина.

Кураторские экскурсии по выставке можно посмотреть здесь.

Государственный Эрмитаж
Линия Рафаэля. 1520–2020
До 28 марта

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+