Лабиринту Миро возвращают былые краски и фактуры

№87, декабрь-январь 2021
№87
Материал из газеты

На второй этап реставрации лабиринта Жоана Миро в Fondation Maeght средства планируется собирать через социальные сети

Лабиринт Миро. 1964. Фото: Fondatio Maeght
Лабиринт Миро. 1964.
Фото: Fondatio Maeght

На карте современного искусства Южной Франции Fondation Maeght — весьма заметная точка. Фонд, открытый в 1964 году арт-дилерами Эме и Маргаритой Маг, стал одним из первых в стране частных музейных фондов. Его коллекция модернистского искусства включает работы Пьера Боннара, Александра Колдера, Жоана Миро и других. В числе наиболее ярких экспонатов музея — лабиринт Миро, над которым художник работал совместно с испанскими керамистами Жозепом и Жоаном Артигасами в 1961–1981 годах. Многоуровневый лабиринт, стены которого петляют между сосен, растущих на территории музея, заполнен 20 работами из керамики, мрамора, бетона и металла.

Со временем состояние лабиринта ухудшилось — и визуально, и конструктивно. Нынешней осенью благодаря €65 тыс., которые собрал фонд, реставраторы восстановили 14 керамических объектов. Произведения очистили биоцидами, укрепили акриловыми смолами, освежили цвета акриловыми красками и покрыли поли­уретановым лаком. «На следующем этапе мы планируем отреставрировать бетонные и металлические объекты, в том числе арку и вилы», — рассказывает директор по развитию фонда Анн Буржуа. Институция планирует перейти к этой фазе в начале 2021 года, запустив сбор средств в социальных сетях. По словам Буржуа, с бетонной арки в первую очередь устранят водоросли, после чего ее обработают биоцидами и очистят с помощью пара. А потемневшее с годами покрытие вил, сделанных из железа и бронзы, заменят светлой матовой полировкой, что позволит восстановить утраченный контраст между двумя материалами.

Лабиринт Миро. 1964. Фото: Fondatio Maeght
Лабиринт Миро. 1964.
Фото: Fondatio Maeght

На другой металлической работе под названием «Тотем» («Персонаж») (1970) со временем появилась ржавчина. Поскольку ее основание погружено в воду, оно местами истончилось, что угрожает стабильности скульптуры. Чтобы выбрать оптимальную стратегию ее укрепления, будет проведено обследование ультразвуком.

При этом, подчеркивает Буржуа, «и речи нет» о том, чтобы делать что-либо с двориком Джакометти, где находятся скульптуры из серий «Шагающий человек» и «Большая стоящая женщина». «Альберто Джакометти хотел, чтобы они оставались как есть, чтобы на них были видны следы времени и воздействия стихий», — объясняет директор по развитию.

Пандемия COVID-19 сильно подорвала финансовое положение фонда, так как 70% его доходов составляла выручка от продажи входных билетов. Ближайший период, скорее всего, как прогнозирует Буржуа, тоже «будет очень трудным, поскольку значительная часть нашей аудитории — зарубежные туристы, и сейчас они не могут приехать». Недавно для поддержки институции был основан специальный международный совет.  

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+