18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Художник должен просто позволить себе быть собой»

№87
Материал из газеты

Художник и скульптор Андрей Осташов — о выставке «Силуэты снов» и о том, как рождаются его фантазийные образы

Герои ваших работ могли бы быть персонажами фэнтези. В работах видны и сказочность, и элементы этнографии. Кто-то говорит, что в них соединяются культуры Востока и Запада. В чем вы сами видите источник своего творчества? 

Я просто делаю то, что чувствую. Возможно, зрителю виднее, и каждый находит в моих скульптурах и рисунках что-то свое. Сама работа не идет линейно: поставил задачу и решил. У меня это всегда долгий процесс, когда смотришь, не нравится, переделываешь, и так снова и снова. Я останавливаюсь только тогда, когда понимаю, что уже нечего добавить. В этих поисках и рождается мой авторский стиль. Я, если честно, не могу его как-то определить или дать ему название.

А как появился этот образ девочки-девушки из ваших работ?

Это существо, может быть, даже бесполое, хотя, в принципе, женской энергии там больше. Женщина как персонаж мне ближе, понятнее, чувственнее, она более ранима и позволяет больше раскрыть в создаваемом образе.

А как появилось?.. Академия, ее среда — это одно. И многие художники этим потом и живут. Но, если сойти с академического пути, выйти на улицу, там можно встретить совсем других людей, не твоего круга, и начинаешь понимать, что они живут другим миром и другой средой. В такие моменты важно найти в себе смелость и сказать: «Я хочу делать то, что мне нравится, а не то, что правильно и ценится в определенных кругах». Нужно просто позволить себе быть собой.

Расскажите, о чем ваша выставка «Силуэты снов» в фонде IN ARTIBUS.

Вы правильно заметили, что мои работы фантазийны. Я недавно слушал одну лекцию про мозг. Это инструмент безумно сложный, универсальный, в нем пять петабайт памяти. Он может создать свою собственную вселенную — стоит лишь на этом сосредоточиться. Все эти фантазийные миры рождаются из мыслей, эмоций. И все представленные на выставке работы — иногда не очень серьезные, а иногда более глубокие, погружающие в философские рассуждения, — все они родились из фантазий. Но при этом мне хотелось, чтобы экспозиция звучала немного трагично, чтобы было ощущение нестабильности, неуравновешенности. Мне не хотелось, чтобы все было по правилам, чтобы были сплошное внутреннее равновесие и поток красоты. В «Силуэты снов» мы осознанно добавили тревожный эмоциональный фон, чтобы зрители чувствовали его и задумывались.

О чем?

Об одиночестве, может быть. Одиночестве в этих выдуманных мирах.

Но почему именно тревога?

Потому что радоваться мы все умеем, а вот сопереживать — человек должен до этого дорасти.

Скульптуры, представленные на выставке, отлиты из бронзы. Однако кажется, что они вылеплены из глины, в них видны движения вашей руки, даже неидеальность местами. Зачем это? 

Эта неидеальность позволяет приблизиться к автору. Такие «сырые», как бы незаконченные фрагменты рядом с хорошо обработанной бронзовой основой действуют на контрасте и делают скульптуру особенной, какой-то драгоценной — по крайней мере, я так чувствую. И таким образом я оставляю пространство для зрителя. Это как смотреть на живопись импрессионистов, к примеру. Вы видите тот же мир, что и другой человек, но он видит его совсем не так. Глядя на его работу, вы начинаете анализировать это и включаетесь в творческий процесс. И вот вы уже творите в своей голове образы, возможно, даже красочнее, чем сам художник.

Если присмотреться, в ваших работах можно найти довольно неожиданные детали. К примеру, миниатюрных плюшевых мишек. Это какой-то символ?

Понимаете, эти предметы перерастают в символы, когда человек начинает о них задумываться. Если не вглядываться, не размышлять, это всего лишь декоративные детали. В этом тоже есть какая-то магия нашего восприятия предмета. Как у Петрова-Водкина в натюрмортах. Вот стоит чашка, в ней налит чай. Мы воспринимаем это как некую гармонию, радость. А вот стоит стакан, рядом лежит ложка — мы почему-то чувствуем в этом тревогу. Здесь дело за зрителем, автор выступает проводником. Если принять точку зрения, что искусство — это игра, то почему бы и нет?

То есть вы играете со своим зрителем? 

Думаю, да. Иначе было бы вообще как-то грустно.

Как вы пережили период самоизоляции? Вынужденное затворничество помогло создать что-то новое или, наоборот, работать было трудно?

Этот период был действительно плодо­творным, но в то же время было тяжело. Потому что осталась только работа. Хоть я и трудоголик, для меня это не ново и такое интенсивное углубление в работу не сильно отличается от моего обычного графика, все же трудно, когда нет возможности делать что-то еще. Но, в принципе, я считаю, что жизнь и творчество не должны зависеть от каких-то внешних факторов — лишь от того, что внутри. 

Партнерский материал

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+