Россия лидирует в контрабанде искусства

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Но всё не так плохо: общие цифры по миру незначительны

Конфискованная полицией древнеегипетская модель лодки с гребцами. Фото: World Customs Organization.
Конфискованная полицией древнеегипетская модель лодки с гребцами.
Фото: World Customs Organization.

Всемирная таможенная организация (World Customs Orga­ni­za­tion) опубликовала очередной ежегодный (выходит с 2015 года) доклад о международной преступности. В нем фиксируются и анализируются, в частности, правонарушения, связанные с перемещением культурных ценностей.

Из 227 случаев, выявленных в мире в 2019 году, 133 (58,5%) произошли в России: 101 раз ценности пытались из страны незаконно вывезти, 32 — ввезти. Из 68 предметов живописи и графики, изъятых таможенными службами, 53 изъяты на российской границе. Надо отдать должное бдительности наших пограничников и компетентности таможенной службы.
Культурное наследие является более сложным для анализа предметом контрабанды, чем другие категории товаров. В этой области еще нет унифицированной отчетности: одни страны сообщают общую статистику, другие — описание конкретных случаев. Однако разрыв между преступлениями, связанными с культурным наследием, с одной стороны, и контрабандой наркотиков, контрафакта, алкоголя и табака — с другой, настолько велик, что погрешности не влияют на общую картину. Несмотря на громогласные заявления некоторых официальных лиц о том, что незаконная торговля древностями давно превратилась в многомиллиардную индустрию, это не так.

Преступления на ниве культурного наследия настолько незначительны, что они едва-едва регистрируются радарами таможни: в 2017 и 2019 годах они составили всего 0,22% всех расследований и изъятий, в 2018-м — 0,08%. Из 102 214 дел, расследованных таможнями разных стран в 2019 году, только 227 касались культурных ценностей. Для сравнения: наркотики таможня «ловила» 36 264 раза, контрафактный товар, в том числе медикаменты — более 28 000 раз.

Несмотря на почти трехкратное увеличение таможенных нарушений, связанных с культурой (с 0,08 до 0,22%), количество уголовных дел в этой сфере снизилось с 260 до 227, а объем изъятых предметов упал с 22 462 до 9399. Это объясняется аномально результативным 2018 годом, когда всего один арест дал более 10 тыс. монет.

Изъятые на таможне подделки и поврежденные предметы. Фото: World Customs Organization.
Изъятые на таможне подделки и поврежденные предметы.
Фото: World Customs Organization.

Число стран, предоставивших информацию, увеличилось с 23 в 2018-м до 34, среди присоединившихся к «клубу» — Афганистан, Куба, Перу и Чили. В целом в мире картина с контрабандой искусства спокойная: за год фиксируется лишь несколько вопиющих случаев, остальное — незначительные происшествия. Изымают (цитаты из доклада) «7 монет и 3 ложки», «шерстистый бивень мамонта», «49 фарфоровых статуэток», «13 медных монет» и «3 золотые монеты общим весом 16 г». Самая крупная находка — 2963 византийские монеты — была обнаружена в автомобиле на хорватской границе 17 апреля 2019 года. Монеты оценили в $324 148. Гражданина Турции, везшего их, оштрафовали на €13 тыс. Для сравнения: незаконные лесозаготовки приносят контрабандистам по $15 млрд в год.

Даже в такой вроде бы горячей области, как торговля археологическими артефактами, число изъятых вещей снизилось с 250 в 2018 -м до 130 в 2019-м. Несмотря на опасения по поводу награбленных вещей из Сирии и Ирака, эти страны не фигурируют в докладе существенным образом.

Основным транспортом контрабандистов остаются самолет и автомобиль: на каждый приходится 100 случаев правонарушений. Лидирует автомобиль: с его помощью пытались перевезти более 6 тыс. единиц искусства, в то время как самолетом — менее 2 тыс., морским путем — менее 1 тыс.

Среди стран лидерами по контрабанде культурных ценностей являются Россия (133 случая), Украина (14), Кипр (10), Куба (7), Чили (7), Перу, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия (по 3–4 на каждую). На их долю приходится 80,1% правонарушений. Показатели России высоки стабильно (в 2018-м было зафиксировано 132 случая). 

Всемирная таможенная организация отмечает не только случаи реальной контрабанды, но и курьезы. Так, 1 июля 2019 года пограничные силы Великобритании изъяли в аэропорту Хитроу два сундука из Бахрейна с двумя сотнями глиняных предметов: месопотамскими клинописными табличками, статуэтками, сосудами и печатями. Позже выяснилось, что все это подделки, но в доклад они вошли. Самое серьезное наказание за контрабанду искусства — 30 лет тюрьмы — получил в начале 2020 года житель Египта Рауф Бутрос-Гали (брат экс министра финансов и племянник экс-генсека ООН). Он пытался вывезти в Италию более 20 тыс. древних артефактов, добытых черными археологами, но груз был задержан в порту Салерно.

В докладе говорится, что «рост некоторых видов незаконной торговли нередко отражает усовершенствованные методы обнаружения контрабанды, а не подлинный всплеск преступности». Как считают составители, он вполне объективно отражает соотношение разных видов правонарушений.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+