18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Завершается реставрация в квартире, где родился и жил Иосиф Бродский

№86
Материал из газеты

Двадцатилетняя история близится к финалу, хотя коммунальная квартира по-прежнему расселена не полностью

К концу ноября — началу декабря реставрационные работы в бывшей коммунальной квартире в доме Мурузи на Литейном проспекте окончатся. Это финальный этап истории, длящейся более 20 лет. Организаторы проекта рассчитывают уже в начале следующего года принимать экскурсии в помещении музея «Полторы комнаты Иосифа Бродского». 

«Мы взяли курс на точную реставрацию с сохранением максимальной подлинности, — рассказывает Михаил Мильчик, искусствовед, председатель совета Фонда создания музея Иосифа Бродского, друг поэта. — Самую большую и сложную задачу — возвращение исторических полов в полутора комнатах — мы уже выполнили, сохранив буквально до сантиметра все фрагменты паркета, так что пол выглядит как при Бродских. Утраченные элементы воссоздали, но они другого цвета, и посетители сразу смогут отличить, где подлинное, а где замена».

Ранее фонд при поддержке властей города выкупил у прежних владельцев почти все комнаты (кроме одной, которую до сих пор занимается бывшая соседка поэта) в надежде сделать здесь музей-квартиру. Но в силу разных причин эту мечту долго не удавалось осуществить. Два года назад квартиру, соседнюю с коммуналкой Бродских, выкупил девелопер Максим Левченко. Он предложил кардинально иное решение проблемы: объединить две квартиры в единое пространство, частью которого станет музей. Левченко удалось найти общий язык с фондом и договориться о совместной работе; он же взял на себя все финансовые расходы. Весной прошлого года Максим Левченко учредил и возглавил частное учреждение культуры «Музей „Полторы комнаты Иосифа Бродского“». Автором окончательного варианта проекта реставрации, реконструкции и приспособления двух квартир стал московский архитектор Александр Бродский.

Из-за того, что в одной из комнат живет бывшая соседка, статус всей исторической квартиры не изменился: это по-прежнему коммуналка. Сейчас соседку от музея отделяют надежные перегородки.

В мемориальном пространстве уже выполнены основные реставрационные работы: проведена очистка полов, стен, дверных и оконных проемов, завершается реставрация потолочной лепнины, отреставрирован паркет. Стенам и лепным настенным панелям в комнате родителей поэта возвращена историческая окраска. В комнате же самого Иосифа Бродского колер, который был там при его жизни, не сохранился. Но реставраторам удалось расчистить стены до момента постройки дома, и было решено воссоздать оригинальную покраску на своего рода шторах — их можно будет приподнять, чтобы посетители могли увидеть, как выглядели эти стены в конце XIX века.

В частной квартире Максима Левченко завершается ремонт и приспособление пространства. Здесь предполагается открыть библиотеку, небольшой зал для разного рода мероприятий. Отсюда же можно будет пройти в музей.

Что касается наполнения последнего, то принято решение не восстанавливать прежнюю обстановку. Но посетитель все-таки сможет увидеть, как выглядели эти комнаты при жизни поэта. Для этого нужно будет нажать кнопку на пульте управления — и проектор воспроизведет увеличенные исторические фотографии. Есть также предварительная договоренность с музеями Анны Ахматовой и истории Санкт-Петербурга, что те, при условии выполнения необходимых требований, передадут во временное пользование «Полутора комнатам» некоторые подлинные вещи Бродских: письменный стол, шкаф, книжную полку. Когда будут установлены сигнализация и система контроля температурно-влажностного режима, Музей Анны Ахматовой планирует передать сюда, также временно, второй американский кабинет нобелевского лауреата. 

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+