Феникс ИНИОН возрождается

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Подходит к концу реконструкция одного из крупнейших памятников брежневского модернизма — сгоревшей библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН. Здание восстанавливают по изначальному проекту, хотя и не без новаций

ИНИОН. Фото: Денис Есаков
ИНИОН.
Фото: Денис Есаков

Восстановление здания ИНИОН, из-за которого возникали споры и писались открытые письма, близится к финалу. Работы планируют завершить до конца 2021 года. На 2022–2025 годы намечен переезд института на историческое место. Недавно главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя столичного комитета по архитектуре и градостроительству Сергей Кузнецов представил промежуточные результаты проекта.

Работы по воссозданию — со сметой более 6,8 млрд руб. — начались в 2019 году, когда постановлением правительства РФ были выделены бюджетные инвестиции. Сейчас основная стройка полностью завершена, уже закончена отделка фасадов. Идет установка инженерных систем. Большое внимание уделено благоустройству окружающей территории, в особенности созданию летнего амфитеатра — взамен исторического фонтана. «За 40 с лишним лет эксплуатации водная чаша полностью обветшала. Многоуровневый партер, который прежде был частью фонтана, превращается в летний амфитеатр», — рассказал Сергей Кузнецов, знакомя журналистов с результатами реконструкции. Кроме того, в советское время водоем имел техническое предназначение — охлаждал мощные ЭВМ; сейчас такой необходимости нет.

ИНИОН. Фото: Денис Есаков
ИНИОН.
Фото: Денис Есаков

Вокруг воссозданного строения в небольшой роще уже проложены пешеходные дорожки, так что место рядом с научной библиотекой будет превращено в столь любимое столичной мэрией «единое общественное пространство для прогулок и отдыха» с цветниками, кустарниками и деревьями.

Библиотека ИНИОН РАН, один из крупнейших памятников советского модернизма, была возведена в 1967 году по проекту Якова Белопольского, Ефима Вулыха и Льва Мисожникова. Работу над этим проектом народный архитектор СССР Яков Белопольский (1916–1993) начал еще в 1960-м. Обветшавшая за годы эксплуатации библиотека сгорела 30 января 2015 года. Как позже сообщила прокуратура Западного административного округа Москвы, это произошло по причине замыкания в проводке, случившегося из-за попадания воды через кровлю в люминесцентный светильник. Пожар, бушевавший на площади в 2 тыс. кв. м, смогли потушить только на следующий день. Тогда полностью выгорел третий этаж, пострадало 20% библиотечного фонда. В итоге обрушились кровля и стены, оставшиеся конструкции признали опасными. Здание было разобрано. Потери книжного фонда составили 5,42 млн единиц — более трети хранения.

После пожара сразу же распространились слухи о том, что здание восстанавливать не станут, а территорию отдадут под коммерческую застройку. В феврале 2015 года более 600 представителей архитектурного сообщества направили премьер-министру России Дмитрию Медведеву письмо, в котором призывали восстановить библиотеку по оригинальному проекту Белопольского. В 2017 году под давлением профессионального сообщества Москомархитектура согласовала проект восстановления в оригинальных формах. Это был первый случай, когда государство согласилось на подобную процедуру для знаковой постройки брежневского модернизма.

Интерьер ИНИОН в 1970-е. Фото: Институт научной информации/IMO
Интерьер ИНИОН в 1970-е.
Фото: Институт научной информации/IMO

Здание действительно воссоздается заново в соответствии с проектом Белопольского, однако с учетом сегодняшних стандартов проектирования были применены новые технологии строительства и материалы, соответствующие современным нормам, в том числе пожаробезопасности — что особенно важно, если не забывать про историю библиотеки. По словам Сергея Кузнецова, старый каркас здания заменили на монолитный железобетонный, фасады вместо песчаника облицевали серым камнем. Запоминающейся особенностью старой библиотеки были световые фонари — их удалось сохранить, однако вместо пластиковых крышек теперь их прикрывают мощные стеклопакеты.

Важные изменения коснулись в первую очередь внутренней планировки: в библио­теке увеличили площадь, отведенную под хранение книг, и размер конгресс-центра, добавили зоны отдыха и кафе, а в подземной части сделали новое фондохранилище. На последнем этаже появится музей редкой книги. Концепцию разработала команда ООО «Гипроком», которая при создании проекта опиралась на эскизы и архивные фотографии. Генеральным подрядчиком выступает ООО «Велес-Строй».

Временно исполняющий обязанности директора ИНИОН РАН Алексей Кузнецов рассказал журналистам «Научной России» о функционировании библиотеки в этот сложный период. По его словам, еще предстоит смонтировать компьютерную технику для научных подразделений; стеллажи в хранилище только начали устанавливать, и это займет примерно полтора года. 

«В предыдущие годы не прекращалась работа научной организации, — сообщил Алексей Кузнецов. — Например, каждый год мы выпускали по 20–30 книг, в ИНИОН выходит больше десятка научных журналов и продолжающихся изданий. Но работала и библиотека, что многих удивляет. Дело в том, что у ИНИОН всегда были филиалы при академических институтах, и в настоящее время 18 таких филиалов предлагают читателям более 3,5 млн книг и журналов. Некоторая часть этих фондов поедет в новое здание. Также в него вернутся все спасенные книги и журналы — а это еще несколько миллионов единиц хранения. Если ИНИОН не будет иметь серьезных проблем с финансированием в 2021–2022 годах, то наши библиотечные работники оперативно введут довольно большую часть этих фондов в автоматизированную библиотечную информационную систему, и читатели при открытии библиотеки уже получат возможность пользоваться фондами в новом здании». 

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+