18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Феникс ИНИОН возрождается

№86
Материал из газеты

Подходит к концу реконструкция одного из крупнейших памятников брежневского модернизма — сгоревшей библиотеки Института научной информации по общественным наукам РАН. Здание восстанавливают по изначальному проекту, хотя и не без новаций

Восстановление здания ИНИОН, из-за которого возникали споры и писались открытые письма, близится к финалу. Работы планируют завершить до конца 2021 года. На 2022–2025 годы намечен переезд института на историческое место. Недавно главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя столичного комитета по архитектуре и градостроительству Сергей Кузнецов представил промежуточные результаты проекта.

Работы по воссозданию — со сметой более 6,8 млрд руб. — начались в 2019 году, когда постановлением правительства РФ были выделены бюджетные инвестиции. Сейчас основная стройка полностью завершена, уже закончена отделка фасадов. Идет установка инженерных систем. Большое внимание уделено благоустройству окружающей территории, в особенности созданию летнего амфитеатра — взамен исторического фонтана. «За 40 с лишним лет эксплуатации водная чаша полностью обветшала. Многоуровневый партер, который прежде был частью фонтана, превращается в летний амфитеатр», — рассказал Сергей Кузнецов, знакомя журналистов с результатами реконструкции. Кроме того, в советское время водоем имел техническое предназначение — охлаждал мощные ЭВМ; сейчас такой необходимости нет.

Вокруг воссозданного строения в небольшой роще уже проложены пешеходные дорожки, так что место рядом с научной библиотекой будет превращено в столь любимое столичной мэрией «единое общественное пространство для прогулок и отдыха» с цветниками, кустарниками и деревьями.

Библиотека ИНИОН РАН, один из крупнейших памятников советского модернизма, была возведена в 1967 году по проекту Якова Белопольского, Ефима Вулыха и Льва Мисожникова. Работу над этим проектом народный архитектор СССР Яков Белопольский (1916–1993) начал еще в 1960-м. Обветшавшая за годы эксплуатации библиотека сгорела 30 января 2015 года. Как позже сообщила прокуратура Западного административного округа Москвы, это произошло по причине замыкания в проводке, случившегося из-за попадания воды через кровлю в люминесцентный светильник. Пожар, бушевавший на площади в 2 тыс. кв. м, смогли потушить только на следующий день. Тогда полностью выгорел третий этаж, пострадало 20% библиотечного фонда. В итоге обрушились кровля и стены, оставшиеся конструкции признали опасными. Здание было разобрано. Потери книжного фонда составили 5,42 млн единиц — более трети хранения.

После пожара сразу же распространились слухи о том, что здание восстанавливать не станут, а территорию отдадут под коммерческую застройку. В феврале 2015 года более 600 представителей архитектурного сообщества направили премьер-министру России Дмитрию Медведеву письмо, в котором призывали восстановить библиотеку по оригинальному проекту Белопольского. В 2017 году под давлением профессионального сообщества Москомархитектура согласовала проект восстановления в оригинальных формах. Это был первый случай, когда государство согласилось на подобную процедуру для знаковой постройки брежневского модернизма.

Здание действительно воссоздается заново в соответствии с проектом Белопольского, однако с учетом сегодняшних стандартов проектирования были применены новые технологии строительства и материалы, соответствующие современным нормам, в том числе пожаробезопасности — что особенно важно, если не забывать про историю библиотеки. По словам Сергея Кузнецова, старый каркас здания заменили на монолитный железобетонный, фасады вместо песчаника облицевали серым камнем. Запоминающейся особенностью старой библиотеки были световые фонари — их удалось сохранить, однако вместо пластиковых крышек теперь их прикрывают мощные стеклопакеты.

Важные изменения коснулись в первую очередь внутренней планировки: в библио­теке увеличили площадь, отведенную под хранение книг, и размер конгресс-центра, добавили зоны отдыха и кафе, а в подземной части сделали новое фондохранилище. На последнем этаже появится музей редкой книги. Концепцию разработала команда ООО «Гипроком», которая при создании проекта опиралась на эскизы и архивные фотографии. Генеральным подрядчиком выступает ООО «Велес-Строй».

Временно исполняющий обязанности директора ИНИОН РАН Алексей Кузнецов рассказал журналистам «Научной России» о функционировании библиотеки в этот сложный период. По его словам, еще предстоит смонтировать компьютерную технику для научных подразделений; стеллажи в хранилище только начали устанавливать, и это займет примерно полтора года. 

«В предыдущие годы не прекращалась работа научной организации, — сообщил Алексей Кузнецов. — Например, каждый год мы выпускали по 20–30 книг, в ИНИОН выходит больше десятка научных журналов и продолжающихся изданий. Но работала и библиотека, что многих удивляет. Дело в том, что у ИНИОН всегда были филиалы при академических институтах, и в настоящее время 18 таких филиалов предлагают читателям более 3,5 млн книг и журналов. Некоторая часть этих фондов поедет в новое здание. Также в него вернутся все спасенные книги и журналы — а это еще несколько миллионов единиц хранения. Если ИНИОН не будет иметь серьезных проблем с финансированием в 2021–2022 годах, то наши библиотечные работники оперативно введут довольно большую часть этих фондов в автоматизированную библиотечную информационную систему, и читатели при открытии библиотеки уже получат возможность пользоваться фондами в новом здании». 

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+