В Шереметевском дворце показывают проект о Дягилеве и его круге

№86, ноябрь 2020
№86
Материал из газеты

Выставка задумана как часть XI Международного фестиваля искусств «Дягилев. P.S.», посвященного наследию Ballets Russes. Экспозиция рассказывает о людях, которые были вовлечены выдающимся русским импресарио в круговорот его бурной деятельности

Александр Головин «Портрет В.Э.Мейерхольда». 1917. Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Александр Головин «Портрет В.Э.Мейерхольда». 1917.
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

Идея показать Сергея Дягилева, человека феноменальной контактности, через портреты его современников, людей его круга лежит на поверхности. Он первооткрыватель. Первый русский куратор художественных выставок, показавший старые иконы, фамильные портреты дворян XVIII века из захиревших усадеб, современных скандинавских и русских художников. Первый русский балетный продюсер, пригласивший композиторов Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского, художников Джорджо Де Кирико, Михаила Ларионова, Пабло Пикассо. Великий импресарио, сделавший «Русские сезоны» синонимом балета. 

Задача Натальи Метелицы, куратора выставки «В круге Дягилевом. Пересечение судеб», директора Музея театрального и музыкального искусства, бессменного руководителя и мотора фестиваля, состояла в том, чтобы в стиле самого Дягилева собрать не только портреты хорошо известные, сразу погружающие в эпоху, но и незнакомые широкой публике. Привлечь не только большие столичные музеи, но и регионы, а также западные собрания, в том числе частные. Подключить спонсоров, главным стал Банк ВТБ.

В итоге пересеклись судьбы двух десятков российских институций, в том числе большой четверки — ГМИИ им. Пушкина, ГРМ, ГТГ, Эрмитажа. А также Отдела наследия Chanel, Музея Тиссен-Борнемиса, Национальной галереи современного искусства Турина, Художественного музея Руана, Центра Помпиду, частных галерей и коллекционеров из Бельгии, Италии, России, Франции. Не говоря уже про собственные фонды Театрального музея. Показано более 120 портретов, включая весь русский художественный иконостас: Константина Коровина, Валентина Серова, Константина Сомова, Илью Репина.

Александр Бенуа. «Портрет М.В.Добужинского». 1908. Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства
Александр Бенуа. «Портрет М.В.Добужинского». 1908.
Фото: Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства

«В круге Дягилевом» состоит из 12 сюжетов, в хронологическом порядке представляющих окружение главного героя в разные периоды его бурной жизни. Начиная с приезда 18-летнего Сергея Дягилева в Петербург в 1890 году и заканчивая смертью в Венеции в 1929-м. Куратор не боится использовать просветительский прием. Многие ли знают биографию Дягилева во всех важных подробностях? У него было много ссор и расставаний: Александр Бенуа, Мария Тенишева, позднее Вацлав Нижинский, Михаил Фокин. Только друг юности Валентин Нувель, а позже светская патронесса Мися Серт будут верны Дягилеву до конца его дней. Нувель представлен работой из Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой, Серт — метровым живописным полотном кисти Пьера Боннара из мадридского Музея Тиссена-Борнемисы.

Рядом со знакомыми многим автопортретами Бакста и Сомова показан портрет Александра Бенуа кисти того же Бакста из частного собрания. Пушкинский Дом предоставил портрет Антона Чехова, созданный художником Николаем Кравченко. В 1904 году Дягилев предложил писателю возглавить журнал «Мир искусства», тот отказался.

Энрико Прамполини. «Портрет Филиппо Маринетти. Синтез пластики». 1924–1925. Фото: Torino, Gam — Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea/Fondazione Torino Musei
Энрико Прамполини. «Портрет Филиппо Маринетти. Синтез пластики». 1924–1925.
Фото: Torino, Gam — Galleria Civica d’Arte Moderna e Contemporanea/Fondazione Torino Musei

Центр Помпиду показывает рисунки Жана Кокто, который был автором либретто балета «Голубой экспресс». На одном — писатель Марсель Пруст, на другом — Дягилев и Нижинский. Из частной флорентийской коллекции происходит портрет Гарри Кесслера кисти Эдварда Мунка. С ним Дягилев вел переговоры о постановке балета на музыку Курта Вайля. Замысел не был осуществлен. Из частной коллекции на выставку прибыл автопортрет Де Кирико.

Две фотографии, сделанные двумя звездными соратниками, заслуживают особого внимания. Беренис Эбботт увековечила Габриель (Коко) Шанель — автора костюмов к «Голубому экспрессу». Ман Рэй сфотографировал Жоана Миро, который вместе с Максом Эрнстом работал над декорациями к балету «Ромео и Джульетта» на музыку Константа Ламберта в сезоне 1926 года. В финале Ромео, одетый пилотом, уносил возлюбленную в небо на аэроплане. 

Шереметевский дворец
В круге Дягилевом. Пересечение судеб
До 12 февраля 2021

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Самые мрачные из видений художника, поэта и мистика воссозданы при поддержке Музея Гетти и Apple средствами дополненной реальности. Проект осуществил художественный дуэт Tin&Ed и озвучил хип-хоп-продюсер Just Blaze
02.08.2022
Технологии воссоздали кошмары Уильяма Блейка
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+