18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кострома, дворянская и купеческая

№86
Материал из газеты

Исторический центр Костромы небольшой, но хорошо сохранился. В нем и сегодня можно увидеть амбициозный губернский город, обустроенный совместными усилиями дворянства, купечества и духовенства

Кострома, как и все волжские города, красива: река, набережная, деревянные дома, русский дух. Костроме 868 лет, но древнерусской старины в ней не осталось, и историческая ее часть представляет собой именно губернскую столицу, строившуюся с оглядкой на столицу имперскую. В Костроме часто возникает эффект узнавания, и не только дежавю (в городе снимали и снимают фильмы из дореволюционной жизни), всплывают и чисто литературные воспоминания, будто именно Кострома и ее жители были описаны в многочисленных русских романах, а не только в пьесах Александра Островского.

Одна из главных костромских достопримечательностей — пожарная каланча (внутри — Музей пожарного дела). Чему не удивляешься, когда ее видишь. Каланча возвышается над просторной Сусанинской площадью, главной в городе, откуда лучами расходятся улицы. Построенное в 1827 году дворцового вида сооружение — пример образцового русского классицизма с редкой для него функцией. Портик с фронтоном, колонны с ионическими капителями, высокая восьмиугольная башня с рустом, на ее вершине романтическая смотровая площадка — все это спроектировал губернский архитектор Петр Иванович Фурсов, выпускник Императорской академии художеств. Ему Кострома обязана и другими классицистическими памятниками: зданием гауптвахты (тоже немного петербургский дворец), парадным въездом в город (сейчас это два обелиска с восстановленными геральдическими орлами). Но современники Фурсова не любили. Пьяница с плохим характером через четыре года после завершения каланчи был уволен губернатором за «малоуспешность в строительных делах».

Еще один пример местного классицизма — дом Борщова в глубине Сусанинской площади. Главный дом усадьбы генерала, сенатора и тайного советника типичен не только архитектурой, но и своей историей. Генеральский сын пытался продать дом казне — не вышло. После пожара его купил купец Первушин, привел в порядок и тоже хотел продать городским властям, но запросил слишком дорого, в итоге вынужденно открыл гостиницу «Лондон». В конце концов казна дом купила — для здания суда.

Финансовое состязание дворянства и купечества типично для Костромы. Красивейшее здание Дворянского собрания первоначально принадлежало купцу Дурыгину. В 1837 году город его выкупил, перестроил и передал местному дворянству. После революции в нем был университет, Дворец пионеров, а в 1990-х особняк передали Костромскому государственному музею-заповеднику. Помимо красивого бального зала и постоянной экспозиции «Губернские истории. Дворянские выборы», галереи портретов русских императоров и купечества, здесь можно увидеть большую коллекцию работ Ефима Честнякова, самобытного художника и незаурядного человека.

Честняков родился в 1874 году в деревне Шаблово Кологривского уезда, умер там же в 1961-м. Крестьянский сын, он сумел получить образование, немного поучился живописи в Петербурге, но там не прижился, вернулся в родное село. Всю долгую жизнь писал картины, сочинял сказки, учил детей, жил впроголодь и умер в безвестности. А через несколько лет его открыли сотрудники костромского музея. Собрали картины, отреставрировали, поместили в музей. Затем Честняковым увлекся реставратор Савелий Ямщиков, после чего в 1970–1980-х годах выставки воскрешенного «самородка» (хотя художник был полупрофессионалом) открывались по всей стране. Но мода на Честнякова отошла — теперь его выставки редки. Однако дарование его очевидно, художественная манера, точнее, система оригинальна и хорошо продуманна. В своих работах художник так и остался в начале прошлого века с его поиском идеального народного искусства.

Костромской музей имеет хорошую коллекцию живописи и древнерусского искусства, но здание Романовского музея, где она обычно демонстрируется, закрыто на ремонт. Когда откроется, неизвестно. Надо заметить, что сайт объединенного музея настолько бестолков и малоинформативен, что понять, что именно в музейных зданиях хранится и происходит, невозможно.

Но главное сокровище Костромы — Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Стоит он восхитительно живописно — на берегу, где Кострома впадает в Волгу. Монастырь был родиной и вотчиной боярского рода Годуновых. Главный храм обители — пятиглавый Троицкий собор — возвели на деньги Бориса Годунова в 1560-м, а 14 марта 1613 года здесь призвали на царство Михаила Романова. Белоснежный златоглавый храм с парадным крыльцом внешне очень красив и богато декорирован: арочки, закомары, ширинки, галереи. Внутри он весь расписан артелью иконописцев во главе с Гурием Никитиным, к тому времени уже поработавшим в Московском Кремле.

В монастыре есть свой большой музей с прекрасной коллекцией иконописи и богослужебных предметов. Кстати, сайт монастыря очень подробный, с понятной навигацией и большим количеством иллюстраций. Так что по нему можно составить впечатление о 12 проходящих в музее выставках. Среди них стоит выделить экспозицию костромской иконы и выставку Гурия Никитина, большого мастера, внесшего в традиционную иконопись элементы классической живописи. Ипатьевский монастырь, «колыбель дома Романовых», регулярно посещали российские императоры начиная с Екатерины I и заканчивая Николаем II. Каждый из них чем-то в Костроме да восхитился. Николай I, например, пожарной каланчой.

У современных путешественников есть излюбленные места в городе: беседка Островского (1956 года рождения), из которой смотрела на Волгу Лариса Огудалова в фильме «Жестокий романс», а также ресторан «Старая пристань» — отреставрированный советский дебаркадер, сыгравший в том же фильме роль парохода «Ласточка». Это, понятно, не исторические достопримечательности, но Кострома — город, где действительно жили богатые и предприимчивые купцы, которые запросто могли свозить любовницу в Париж.


Троицкий собор

Троицкий собор Ипатьевского монастыря — исторический и архитектурный памятник, построен в 1560 году. Здесь в 1613-м был призван на царство Михаил Романов. Внутри храм полностью покрыт росписями, выполненными в 1684 году артелью костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. Резной пятиярусный деревянный иконостас создан с большим искусством. Три портала храма украшают двустворчатые медные врата XVI века с золотой росписью, их изготовили в Оружейной палате Московского Кремля. На вратах можно увидеть фигуры древнегреческих философов.
www.ipatievsky-monastery.ru


Дворянское собрание

Здание в стиле раннего классицизма было построено в 1780‑х годах как жилой дом. Через 50 лет его перестроили и открыли в нем Дворянское собрание, ставшее центром светской жизни Костромы. В бальном зале устраивались праздники и концерты. Многие дамы были недовольны ажурными площадками и ступенями чугунной лестницы: стоявшие внизу лакеи могли заглядывать им под юбки. Лестницу покрыли коврами, лакеям велели глаз не поднимать. Сейчас здание принадлежит Костромскому государственному историко-архитектурному и художественному музею-заповеднику.
www.kosmuseum.ru


Памятник Ленину

20 мая 1913 года император Николай II торжественно заложил памятник 300-летию дома Романовых. Он должен был состоять из высокого, увенчанного шпилем с двуглавым орлом гранитного постамента, у которого размещались бронзовые фигуры всех царей династии, а также Минина с Пожарским и Ивана Сусанина. К началу 1917 года работы над памятником близились к завершению, большинство фигур отлиты и доставлены в город. Но в результате известных исторических событий на постаменте в ознаменование 10-летия Октябрьской революции был открыт памятник Ленину.
Центральный парк


Пожарная каланча

Во время поездки в Кострому в 1834 году император Николай I, как пишут путеводители, взглянув на местную пожарную каланчу, посетовал: «Такой у меня в Петербурге нет!» Построенная в 1827 году по проекту Петра Фурсова каланча — памятник костромского классицизма и один из символов города. Роскошное здание с высокой башней, однако, не избавило город от многочисленных пожаров. Много лет каланча использовалась по прямому назначению, а в 2005 году была передана Костромскому музею-заповеднику. Фонарь башни используется для размещения антенн сотовой связи.
ул. Симановского, 1/2 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+