18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Музей авангарда под открытым небом

В 1920-х годах в районе Шуховской башни вырос «город-сад» с характерной конструктивистской застройкой.

Вопрос о судьбе знаме нитого инженерного творения русского новатора Владимира Шухова стоит очень остро. Седьмого марта Министерство связи, в хозяйственном подчинении которого находится знаменитая Шуховская башня, заявило о своем намерении демонтировать памятник и подыскать для него новое место. Обеспокоенное судьбой архитектурной доминанты общественное объединение «Инициативная группа «Шаболовка», куда входят историки архитектуры, краеведы, журналисты, в рамках формирования «культурного кластера» вокруг Шуховской башни выпустило путеводитель по Донскому и Даниловскому районам — уникальному средоточию памятников авангарда.

Согласно градостроительным концепциям эпохи нэпа в окрестностях Шуховской башни (она же радиостанция Коминтерна, 1919–1922) вырос своего рода «город-сад» с яркими образцами конструктивистской застройки. В предлагаемый изданием туристический маршрут включено 24 жилых и общественных объекта — от роддома, школы, общежития до крематория, вместе символизирующих идеальную модель новой советской жизни от рождения до смерти. До 1960 года башня оставалась самым высоким (150 м) сооружением Москвы, видным со всех точек. Вокруг нее выросли экспериментальные дома и рабочие кварталы. В 1928–1930 годах бригадой АСНОВА (Ассоциации новых архитекторов) под руководством Николая Ладовского и Николая Травина был построен Хавско-Шаболовский жилой массив.

В то же время Георгий Вольфензон и Самуил Айзинкович проектируют здесь первый дом-коммуну, центральная композиция которого соотносилась с вертикалью Шуховской башни, просматривающейся по главной оси здания. «Кузница нового быта» состояла из 5–6-этажных корпусов, в квартирах отсутствовали кухни, плоские крыши предусматривали солярии, в озелененном дворе-курдонере устроили спортплощадку с беговой дорожкой. В то же время башня Шухова послужила высотным ориентиром и кварталу жилых домов «Дровяная площадь» (проект 1930–1936 годов, архитекторы Юрий Мушинский, Иван Николаев и др.), образованному поворотом улиц Хавской, Мытной и Шухова. Еще одна, пожалуй самая известная, коммуна — это общежитие студентов Текстильного института (1919–1930) архитектора Ивана Николаева. Среди примечательных объектов, вошедших в путеводитель, — школа-гигант на Хавской, задуманная в 1934 году конструктивистом Анатолием Антоновым с башней-обсерваторией, «детсад-самолет» в виде буквы «Т» на той же улице, здание универмага «Даниловский» (1929–1936) Александра Болдырева и Георгия Олтаржевского и многие другие памятники.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+