Общежитие для 27 музеев в Новой Москве

№85, октябрь 2020
№85
Материал из газеты

В конце года в Новой Москве начнется строительство крупнейшего в России музейно-выставочного комплекса — объединенного хранилища 4 федеральных и 23 столичных музеев

Проект музейного комплекса в Коммунарке. Фото: Архитектурное бюро IQ
Проект музейного комплекса в Коммунарке.
Фото: Архитектурное бюро IQ

Комплекс возведут на территории площадью почти 5 га недалеко от станции метро «Ольховая», что в 10 км от МКАД по Калужскому шоссе. Музейное хранилище станет главным культурным якорем ТиНАО. Аббревиатура эта расшифровывается как Троицкий и Новомосковский административный округ. Речь о самом новом округе Москвы, неожиданно присоединенном к столице 1 июля 2012 года. Тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев хотел таким образом разгрузить центр, перенеся за МКАД, на территории между Варшавским и Киевским шоссе, все госструктуры: парламент, администрацию президента, прокуратуру, суды и прочее. 

Чиновники, естественно, за МКАД не поехали, но округ стал бурно развиваться. За 8 лет здесь построили порядка 15 млн кв. м жилья, количество людей только с постоянной пропиской увеличилось с 230 тыс. до 400 тыс. В 2014-м в ТиНАО открыли самый большой в столице продуктовый рынок «Фуд Сити», где одновременно могут работать 13 тыс. человек. В 2016-м до Новой Москвы наконец-то дотянули метро: вначале были 2 станции — «Румянцево» и «Саларьево», сейчас их 8, еще 15 проектируются, а к 2035 году построят 33 станции и 72 км подземки.

Новая Москва прирастает жильем, дорогами, гигантскими торговыми центрами, церквями и спортивными клубами. Чего тут катастрофически не хватает, так это объектов культуры. Поэтому объединенное музейное хранилище, которое одновременно будет работать как выставочный и образовательный центр, здесь ждут, можно сказать, с горячим нетерпением.

Проект музейного комплекса в Коммунарке. Фото: Архитектурное бюро IQ
Проект музейного комплекса в Коммунарке.
Фото: Архитектурное бюро IQ

В 2019 году Департамент развития новых территорий города Москвы провел архитектурный конкурс на концепцию фондохранилища. В нем приняли участие 14 молодых команд. Победителем стало бюро IQ во главе с Эриком Валеевым. Молодежь предложила образ, концепт — доводить же проект до ума молодые зодчие продолжат в тандеме с многоопытной архитектурной компанией ТПО «Резерв». Собственно, этот процесс сейчас и идет.

Согласно проекту комплекс будет состоять из пяти зданий. Отдельным блоком группируются хранилища четырех федеральных музеев: Государственного исторического музея, Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Государственной Третьяковской галереи и Центрального музея Великой Отечественной войны. 

Чуть в стороне от них вытянется хранилище 23 московских музеев (Государственный музей-заповедник «Царицыно», Государственный музей обороны Москвы, Мемориальный музей А.Н.Скрябина, Московская государственная картинная галерея Василия Нестеренко, Музей Москвы, Музей русского лубка и наивного искусства, Музей-усадьба «Кусково» и другие).

Все здания стоят на общем стилобате, и на уровне первого этажа можно спокойно переходить из одного корпуса в другой. Одновременно каждая институция сохранит сепаратность, будет иметь собственные двор и ворота для погрузки и разгрузки фур (важный пункт музейной логистики), свои системы безопасности, климат-контроля и прочее.

Проект музейного комплекса в Коммунарке. Фото: Архитектурное бюро IQ
Проект музейного комплекса в Коммунарке.
Фото: Архитектурное бюро IQ

Общий стилобат откроют для широкой публики и насытят музейными и образовательными сервисами. Там разместятся холлы для сменных выставок, несколько кинозалов, аудитории для творческих занятий и лекций, библиотека, небольшой коворкинг, кафе, рестораны, магазины. Кое-где стены между публичной зоной и музейными запасниками сделают стеклянными, так что искусство можно будет наблюдать в потоке жизни, как это происходит, например, в Париже, где экспонаты Лувра размещены прямо под музеем — на станции метро, в пуленепробиваемых витринах.

На вопрос, что же помогло бюро IQ выиграть конкурс, архитектор Эрик Валеев ответил, что, наверное, вдумчивое раскрытие всех возможностей территории. «Эстетика выросла из функционала. Мы определили, откуда реально удобно подъезжать фурам, и это в конечном итоге повлияло на расположение зданий». 

Учитывали архитекторы и движение людей. «От метро „Ольховая“ к музейному комплексу идет бульвар, — рассказывает Валеев. — Мы подхватили эту тему и продлили бульвар через весь участок. То есть вы можете не заходить внутрь зданий, но вам будет приятно гулять в этом пространстве. На крыше стилобата мы разобьем городской парк: высадим зелень, деревья, устроим амфитеатры для концертов под открытым небом, поставим современную скульптуру. Третьяковская галерея уже пообещала поделиться скульптурой из своей коллекции».

Повышенное внимание архитекторы уделили фасадам. Поскольку в интерьерах реализовать свой творческий потенциал им было сложно (хранилища, они и есть хранилища, по сути сейфы с непроницаемыми стенами и железными дверьми), то вот на фасадах можно было обыграть образы музеев. Фасад хранилища ГТГ выложат из кирпича, что перекликается с кирпичным же историческим зданием в Лаврушинском переулке; здание РОСИЗО стилизуют под супрематизм, так как эта институция хранит большую коллекцию русского авангарда; хранилище Музея Великой Отечественной сделают с волнообразным фасадом — как развевающееся на ветру знамя. Всего же комплекс будет иметь площадь 70 тыс. кв. м, из которых 10 тыс. м отдадут под сменные выставки.

Любые начинания, ведущие к децентрализации культурной жизни, можно только приветствовать. Тем более что у нас еще не было прецедентов, чтобы столь разные музеи вдруг оказывались в удобной близости друг от друга и могли бы сообща делать выставочные проекты, достигая эффекта синергии.

Единственное, что вызывает сочувствие, — так это колоссальный объем работ, взваленных на Третьяковскую галерею. Помимо дюжины филиалов в Москве, она планирует открыть филиалы во Владивостоке, Калининграде и Самаре, параллельно строит новые корпуса в Лаврушинском переулке и готовится к реконструкции здания на Крымском Валу.

Но, как сказано в притче, каждому дается крест по силам его. Понадеемся, что музей выдюжит и что в Новой Москве найдутся молодые энергичные искусствоведы, готовые влиться в коллектив прославленного музея и не тратить при этом много времени на дорогу на работу.

Глядишь, вслед за музеями и чиновники переедут в Новую Москву. 

Самое читаемое:
1
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
Нас ждет потрясение музейных основ: закон о Музейном фонде РФ могут изменить, чтобы облегчить церкви получение икон из государственных музеев. Их руководители прогнозируют, чем это может обернуться, и говорят о непременных условиях передачи
05.08.2022
Иконы из музеев — в церкви: как повлияют на сохранность памятников изменения в законе
2
От перемены мест картин их восприятие меняется
Для выставки «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых» Пушкинский музей создал в своих залах идеальный музей шедевров
02.08.2022
От перемены мест картин их восприятие меняется
3
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
На 79-м году ушла из жизни Наталья Нестерова, известный московский художник, один из лидеров «левого МОСХА»
11.08.2022
Умерла Наталья Нестерова, амазонка советского искусства
4
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
В московском Музее русской иконы им. Михаила Абрамова проходит выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина». Мы поговорили с владельцем представленной коллекции о его страсти и любимых экспонатах
09.08.2022
Игорь Сысолятин: «Я всегда стремлюсь к самым лучшим экземплярам»
5
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
Во времена гражданской войны испанские власти и международное сообщество создали уникальный прецедент по охране наследия в условиях вооруженного конфликта. Позже эту историю назвали «самой крупной в мире операцией по спасению произведений искусства»
29.07.2022
Как Испанская республика спасла шедевры Прадо
6
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль «Архстояние», от которого останется несколько монументальных произведений и масса впечатлений
01.08.2022
«Архстояние»: «Шесть соток» и прочие символы счастья
7
Умер художник Дмитрий Врубель
В Берлине на 63-м году жизни скончался художник Дмитрий Врубель. Он был автором символа конца холодной войны — граффити с поцелуем двух престарелых лидеров, Брежнева и Хонеккера, написанного им на руине Берлинской стены
15.08.2022
Умер художник Дмитрий Врубель
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+