18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Важнейшее из искусств около важнейшей из трасс

№85
Материал из газеты

Близится к завершению реставрация знаменитого кинотеатра «Художественный». Он остается кинотеатром

Общественное внимание сфокусировалось на «Художественном» в конце 2019 года, когда прохожие заметили, как у кинотеатра ломают стены. Поднялся страшный шум: старейший кинотеатр России, построенный аж в 1909 году, — и его сносят?! Хотя к тому моменту здание уже несколько лет стояло c поврежденной крышей и операции на стенах вряд могли этому архитектурному трупу навредить. И даже наоборот, именно тогда начиналась битва за его реальное возрождение.

Первое здание, построенное архитектором Николаем Благовещенским, было похоже на дворец в стиле модерн с асимметричным фасадом и высокой аркой-входом. Именовалось оно по фамилии владельца «Синематографом Брокша». Внутри располагались фойе с фонтаном и зал на 400 человек. Через четыре года недвижимость перекупил видный кинопродюсер Александр Ханжонков. Он же пригласил выдающегося архитектора Федора Шехтеля, чтобы кинотеатр расширить. На фасаде на смену плавным линиям модерна пришла жесткая графика неоклассики. Были сделаны два симметричных входа, над ними разместились монументальные барельефы в античном духе. В зале надстроили второй этаж и боковые ложи и увеличили количество мест до 900 — абсолютный рекорд для тогдашней Москвы. В кинотеатре было паровое отопление, на мраморных лестницах стояли кадки с пальмами, бархат обивок в ложах приглушал эхо.

Почти полвека (до строительства кинотеатра «Россия» в 1961 году) «Художественный» считался главным кинозалом столицы. Здесь проходили премьеры «Броненосца „Потемкин“» (1926) и первого отечественного цветного кинофильма «Груня Корнакова» (1936). В 1955-м именно в «Художественном» был смонтирован первый широкий экран — его длина достигала 14 м.

В годы войны кинотеатр чудом остался цел, хотя здания рядом с ним пали жертвами бомбардировок. Кардинально ситуация изменилась уже в послевоенное время, с появлением Нового Арбата (тогда — проспекта Калинина) и тотальной перепланировкой района в начале 1960-х годов. Кинотеатр тоже хотели снести, но его отстояла общественность. Впрочем, если раньше «Художественный» располагался в центре исторического города с плотной застройкой, если в 1920–1930-е рядом с ним гудел огромный Арбатский рынок, то начиная с 1960-х его локацию определяли как точку на правительственной трассе, единственное место на ней, где государственный кортеж сбавляет скорость.

В 1980-е мировая система кинодистрибуции пережила кризис, связанный с возникновением видеосалонов и необходимостью с ними конкурировать. В результате структура кинотеатров радикально изменилась: вместо одного большого зала в них начали делать дюжину маленьких, добавились звук Dolby и магазины с попкорном и пепси — все, что мы знаем сегодня. Переделать «Художественный» по этой модели было чрезвычайно сложно.

В 1990-е в здании располагались казино и игровые автоматы, хотя кинопоказы тоже не прекращались. Упор делали на артхаусное и редкое фестивальное кино. Преимуществом места считались дешевые билеты, недостатком — советский дух и минимальный сервис.

В 2010-м здание попало в список Мосгорнаследия на капитальный ремонт, который реально начался только в 2014-м. Первый генподрядчик — компания «Сианстрой» — обанкротился. Новую смету утвердили в 2016-м, с 314 млн руб. бюджет увеличился до 870 млн. Ответственным за стройку стал Александр Мамут и его АО «Пионер». Но и им не удалось уложиться в деньги и сроки. Не в последнюю очередь из-за правительственной трассы. На расчистке объекта нельзя было использовать большую технику, поэтому весь мусор убирали и загружали в машины вручную в течение пяти месяцев. В 2017-м к проекту присоединился Роман Абрамович, и бюджет реставрации вырос до 1,5 млрд руб.

В 2020-м стройка наконец закипела. Укрепили фундамент и стены, заменили металлические фермы, на которых держались крыша и потолок зрительного зала (две фермы оставили старыми и сейчас их предъявляют как музейные экспонаты), проложили новые инженерные сети, добавили звук Dolby Atmos, а также свет и звук для живых концертов. По чертежам Шехтеля восстановили фойе с окном и фонтаном, кессонированный потолок в зале, тысячи лепных деталей снаружи и в интерьерах. На фасады вернулись колесницы Гелиоса и Сирены. Участники проекта гордятся тем, что не только восстановили здание, но и оставили ему прежнюю функцию.

В результате мы получим стильный, удобный, современный кинотеатр с историей, общей площадью 2,6 тыс. кв. м, с тремя малыми залами и одним большим на 450 человек. Программным директором «Художественного» уже стал кинокритик и куратор Стас Тыркин из «Гоголь-центра», ивент-директором — Галарина Долговых из Strelka Film Festival, управляющим директором — Варвара Мельникова из «Афиши». Понадеемся, что пешеходный Арбат и две станции метро обеспечат кинотеатру приток посетителей. И пассажиры правительственного кортежа, проезжая мимо, наверняка будут довольны.

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
3
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
4
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
5
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+