18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Важнейшее из искусств около важнейшей из трасс

№85
Материал из газеты

Близится к завершению реставрация знаменитого кинотеатра «Художественный». Он остается кинотеатром

Общественное внимание сфокусировалось на «Художественном» в конце 2019 года, когда прохожие заметили, как у кинотеатра ломают стены. Поднялся страшный шум: старейший кинотеатр России, построенный аж в 1909 году, — и его сносят?! Хотя к тому моменту здание уже несколько лет стояло c поврежденной крышей и операции на стенах вряд могли этому архитектурному трупу навредить. И даже наоборот, именно тогда начиналась битва за его реальное возрождение.

Первое здание, построенное архитектором Николаем Благовещенским, было похоже на дворец в стиле модерн с асимметричным фасадом и высокой аркой-входом. Именовалось оно по фамилии владельца «Синематографом Брокша». Внутри располагались фойе с фонтаном и зал на 400 человек. Через четыре года недвижимость перекупил видный кинопродюсер Александр Ханжонков. Он же пригласил выдающегося архитектора Федора Шехтеля, чтобы кинотеатр расширить. На фасаде на смену плавным линиям модерна пришла жесткая графика неоклассики. Были сделаны два симметричных входа, над ними разместились монументальные барельефы в античном духе. В зале надстроили второй этаж и боковые ложи и увеличили количество мест до 900 — абсолютный рекорд для тогдашней Москвы. В кинотеатре было паровое отопление, на мраморных лестницах стояли кадки с пальмами, бархат обивок в ложах приглушал эхо.

Почти полвека (до строительства кинотеатра «Россия» в 1961 году) «Художественный» считался главным кинозалом столицы. Здесь проходили премьеры «Броненосца „Потемкин“» (1926) и первого отечественного цветного кинофильма «Груня Корнакова» (1936). В 1955-м именно в «Художественном» был смонтирован первый широкий экран — его длина достигала 14 м.

В годы войны кинотеатр чудом остался цел, хотя здания рядом с ним пали жертвами бомбардировок. Кардинально ситуация изменилась уже в послевоенное время, с появлением Нового Арбата (тогда — проспекта Калинина) и тотальной перепланировкой района в начале 1960-х годов. Кинотеатр тоже хотели снести, но его отстояла общественность. Впрочем, если раньше «Художественный» располагался в центре исторического города с плотной застройкой, если в 1920–1930-е рядом с ним гудел огромный Арбатский рынок, то начиная с 1960-х его локацию определяли как точку на правительственной трассе, единственное место на ней, где государственный кортеж сбавляет скорость.

В 1980-е мировая система кинодистрибуции пережила кризис, связанный с возникновением видеосалонов и необходимостью с ними конкурировать. В результате структура кинотеатров радикально изменилась: вместо одного большого зала в них начали делать дюжину маленьких, добавились звук Dolby и магазины с попкорном и пепси — все, что мы знаем сегодня. Переделать «Художественный» по этой модели было чрезвычайно сложно.

В 1990-е в здании располагались казино и игровые автоматы, хотя кинопоказы тоже не прекращались. Упор делали на артхаусное и редкое фестивальное кино. Преимуществом места считались дешевые билеты, недостатком — советский дух и минимальный сервис.

В 2010-м здание попало в список Мосгорнаследия на капитальный ремонт, который реально начался только в 2014-м. Первый генподрядчик — компания «Сианстрой» — обанкротился. Новую смету утвердили в 2016-м, с 314 млн руб. бюджет увеличился до 870 млн. Ответственным за стройку стал Александр Мамут и его АО «Пионер». Но и им не удалось уложиться в деньги и сроки. Не в последнюю очередь из-за правительственной трассы. На расчистке объекта нельзя было использовать большую технику, поэтому весь мусор убирали и загружали в машины вручную в течение пяти месяцев. В 2017-м к проекту присоединился Роман Абрамович, и бюджет реставрации вырос до 1,5 млрд руб.

В 2020-м стройка наконец закипела. Укрепили фундамент и стены, заменили металлические фермы, на которых держались крыша и потолок зрительного зала (две фермы оставили старыми и сейчас их предъявляют как музейные экспонаты), проложили новые инженерные сети, добавили звук Dolby Atmos, а также свет и звук для живых концертов. По чертежам Шехтеля восстановили фойе с окном и фонтаном, кессонированный потолок в зале, тысячи лепных деталей снаружи и в интерьерах. На фасады вернулись колесницы Гелиоса и Сирены. Участники проекта гордятся тем, что не только восстановили здание, но и оставили ему прежнюю функцию.

В результате мы получим стильный, удобный, современный кинотеатр с историей, общей площадью 2,6 тыс. кв. м, с тремя малыми залами и одним большим на 450 человек. Программным директором «Художественного» уже стал кинокритик и куратор Стас Тыркин из «Гоголь-центра», ивент-директором — Галарина Долговых из Strelka Film Festival, управляющим директором — Варвара Мельникова из «Афиши». Понадеемся, что пешеходный Арбат и две станции метро обеспечат кинотеатру приток посетителей. И пассажиры правительственного кортежа, проезжая мимо, наверняка будут довольны.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+