18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Три лучших лота недели

Каждую неделю Татьяна Маркина выбирает на отечественных аукционах три самых интересных лота. На этой неделе на московских торгах выделяются «cемейный» полуторарублевик, золотая медаль на заключение мира с Турцией и серебряный набор для русского застолья.

«Семейные» полтора рубля — 10 злотых 1836 года

Очень редкий серебряный полуторарублевик был отчеканен Санкт-Петербургским монетным двором в количестве всего 50 экземпляров. Да и тех могло не быть.

Николай I, стремившийся делать все, как при батюшке, не хотел видеть своего профиля на рублевой монете. Есть легенда, что, когда однажды ему показали пробный экземпляр, император ужаснулся: ему показалось, что изображена «отрубленная голова». Однако министр финансов Егор Канкрин не отчаивался и поручил лучшему граверу и медальеру двора профессору Павлу Уткину сделать проект монеты, которая должна была отличаться от обычного рублевика не только номиналом (отсюда эти полтора рубля, приравненные к 10 злотым Королевства Польского, входившего тогда в состав Российской империи), но и внешним видом. Пользуясь доступными гравюрами и миниатюрами, Уткин разработал монету, на аверсе которой был профиль Николая I, ниже, чем обычно, обрезанный на манер античного бюста, а на реверсе — императрица в окружении головок великих князей и княжон. Предполагалось, что монета в обращение не поступит, а будет подарочной. Императору проект понравился, и после исправления его замечаний (в частности, императрицу сделали помоложе и покрасивее) были отчеканены первые полсотни монет. Потом вышел из строя штемпель, и его пришлось перегравировывать, причем были внесены еще изменения, заметные лишь взгляду нумизмата. Пока этот второй штемпель совсем не стерся, им чеканили небольшие порции полуторарублевиков, которые преподносили официальным лицам в виде господарков. Естественно, что монета из первой серии ныне вожделенный объект для коллекционеров.
«Монеты и медали», 11 октября (12:00), эстимейт 8–12 млн руб.

Медаль в память заключения мира с Турцией, 1792 год

Золотая медаль была отчеканена на Санкт-Петербургском монетном дворе в ознаменование мирного договора, положившего конец русско-турецкой войне 1787–1791 годов. Аверс украшен профилем императрицы Екатерины II, на реверсе — на волнах Черного моря щит с гербом Российской империи, увенчанный победными пальмовыми и лавровыми листьями, и карта, поясняющая приобретения России. В частности, ей отходили земли между Бугом и Днестром, который теперь делался границей с Турцией; кроме того, турецкий султан обязывался не возбуждать своих соседей на Кавказе против царя Грузии, а также удерживать закубанские народы от разбойничьих нападений на владения России, где границей становилась река Кубань.
«Монеты и медали», 11 октября (12:00), эстимейт 2–2,5 млн руб.

Серебряный набор для напитков в русском стиле

Двенадцать чарок, поднос и оправа под бутылку изготовлены из серебра с золочением в Санкт-Петербурге в 1895 году, в мастерской В.О.Иванова, о чем говорят клейма на предметах.

Набор сделан в русском стиле, ставшем чрезвычайно популярным в конце XIX века вместе с прочими историческими стилями: псевдоренессансным, псевдорококо, псевдоготикой. Странная на современный взгляд идея имитировать поделки из бересты или луба в золоченом серебре была подхвачена множеством мастеров, в том числе мастерами фирмы Карла Фаберже. Драгоценные туески и пеньки, имитация в серебре с эмалями крестьянских солонок-стульчиков и ковшей, пепельница-лапоть, даже расписанные под бересту и дерево фарфор и фаянс — все это пользовалось большим спросом. Эти предметы не потеряли привлекательности и сейчас и обычно высоко востребованны и на московских, и на лондонских торгах.
«Русская эмаль», 11 октября (14:00), эстимейт 320–450 тыс. руб.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+