18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Опустошенные: судьба пяти мавзолеев ХХ века

Всероссийский конкурс идей по использованию Мавзолея Ленина на Красной площади отменился, не успев начаться, а мы решили вспомнить о судьбе других зданий, в которых были выставлены забальзамированные тела политических лидеров ХХ века

Мавзолей Георгия Димитрова
София, Болгария

Тело болгарского вождя, умершего в 1949 году, было положено в мавзолей, возведенный в том же году архитектором Георгием Овчаровым под явным влиянием лаконичного стиля советского эталона (кстати, мавзолей Хо Ши Мина тоже похож). В 1989 году Народная Республика Болгария перестала быть социалистической, и на следующий год местная коммунистическая партия «по просьбе родственников» перезахоронила тело. Опустевшее здание, по некоторым источникам, превратили в общественный туалет. Спустя девять лет мавзолей, воспринимавшийся как символ тоталитаризма, было решено снести — его взрывали несколько дней, получилось только на пятый раз. Сейчас это место, с которого столько коммунистов принимали парады, демонстративно остается незанятым. Только парковка.


Мавзолей Сухэ-Батора
Улан-Батор, Монголия

Явно вдохновленное работой Щусева здание, в котором покоится и глава страны Хорлогийн Чойбалсан (скончавшийся в 1952-м), было построено в 1953 году. С показом останков публике тут не сложилось: хотя Чойбалсан был забальзамирован московскими специалистами, его преемник Юмжагийн Цэдэнбал приказал погрести его нормально, пусть и в мавзолее, а вдобавок подхоронил к нему умершего в 1923 году героя революции Сухэ-Батора, который и «украл» название усыпальницы. В 2005-м серо-красное гранитное сооружение, закрывавшее фасад Дворца правительства, было снесено, а останки обоих лидеров кремировали по буддийскому обряду. К 800-летию образования монгольского государства в 2006 году на опустевшем месте установили бронзовый памятник Чингисхану. Фасад Дворца это опять не украсило.


Национальный памятник на Виткове
Прага, Чехия

Чехословацкий президент Клемент Готвальд в своем мавзолее фактически был «кукушонком». Сначала тот предназначался для первого президента республики Томаша Масарика. Погребальную камеру обустроили в цоколе мемориала, воздвигнутого легендарному герою Яну Жижке еще в конце 1920-х — начале 1930-х годов на вершине Витковской горы и расширенного после Второй мировой войны. (Некрополь для героев страны там планировался сразу.) Забальзамировали Готвальда, умершего в 1953 году, некачественно, в 1962 году процесс разложения стал необратим, и его кремировали. Урна осталась в цоколе вместе с прахом других видных коммунистов. Эти 20 урн вывезли из мавзолея после Бархатной революции 1990 года и похоронили на кладбище. Теперь мемориал является частью Национального музея Праги и имеет историческую экспозицию. Из погребений тут осталась, кажется, только Могила Неизвестного Солдата.


Музей и мавзолей Маркоса
Батак, Филиппины

Это семейный дом Маркосов в городе Батак в его родной провинции с посвященной диктатору экспозицией. Бежавший филиппинский диктатор Фердинанд Маркос скончался в 1989 году на Гавайях. В 1993 году его тело было перевезено на родину, но не в столицу, а в склеп под этим домом, и открыто для обозрения. Затем начались продолжительные споры относительно судьбы тела диктатора, а в 2016 году Верховный суд Филиппин постановил, что Маркоса можно похоронить в земле на главном военном кладбище страны в Маниле (возражали родственники его жертв). Саркофаг остался в музее, внутрь поместили восковую копию тела. По данным туристического бюро провинции, где находится город Батак, забальзамированное тело, оказалось, привлекало туристов: после погребения их число упало с 130 тыс. человек в год до 30 тыс. В настоящее время дом-музей продолжает быть открытым, а в фондах его, как говорят, хранится еще несколько запасных восковых копий тела на случай, если нынешний экспонат пострадает.


Мавзолей Агостиньо Нето
Луанда, Ангола

Агостиньо Нето, первый президент Анголы, умер в Москве в 1979 году, его тело было забальзамировано и отправлено на родину. Вскоре началось строительство его мавзолея, а пока оно тянулось, доступ к останкам для поклонения открывали только раз в год. Бетонная стела в стиле советского брутализма была задумана масштабной (120 метров), архитекторы вдохновлялись стихотворением Нето «Путь звезд», а горожане прозвали ее «Спутник». Имена архитекторов не опубликованы, однако строительство курировала некая группа «Мавзолей» из СССР. Гражданская война в Анголе остановила гигантскую стройку. В 1992 году по просьбе семьи тело погребли на центральной площади столицы. Однако строительство комплекса все-таки возобновилось. Его смогли завершить только в 2012 году, после того как Северная Корея с целью укрепления отношений между странами профинансировала его окончание и отрядила на это корейскую строительную фирму Mansudae Overseas Projects. Сейчас стела работает как обзорная площадка, а в цоколе располагается мемориальный музей Нето.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+