18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Башне с Уралмаша наконец повезло

№84
Материал из газеты

Музей архитектуры получил от благотворительного Фонда Гетти грант на обследование Белой башни в Екатеринбурге, памятника конструктивизма

Грант в размере $180 тыс. выделен Государственному музею архитектуры им. А.В.Щу­сева благотворительным Фондом Гетти (Get­ty Foun­dation) в рамках программы «Сохранение современности». Программа направлена на изучение состояния и сохранение памятников архитектуры XX века, гранты получают институции, чьи заявки побеждают в конкурсе. В этом году было 13 победителей, среди них — Музей архитектуры с обследованием екатеринбургской Белой башни для последующей ее реставрации.

Водонапорная башня в соцгороде завода Уралмаш — образцовый пример промышленной архитектуры конструктивизма, ее форму полностью определила функция. Она была построена в 1928–1931 годах по проекту молодого архитектора Моисея Рейшера, члена группы проектировщиков заводских цехов. Его проект стал победителем конкурса, в котором участвовали еще два архитектора.

Башня была задумана не только как сооружение, снабжающее водой соцгород (ныне Орджоникидзевский район Екатеринбурга), строящийся одновременно с заводом, но и как архитектурная доминанта. Она замыкает 3 улицы, имеет высоту 29 м и стоит на возвышенности, так что долгое время высилась мая­ком над окружающей застройкой. Башня состоит из мощного цилиндрического объема, вытянутого по вертикали параллелепипеда лестничной клетки, четырех железобетонных опор и двух смотровых площадок. 

Ее ввели в эксплуатацию не сразу. При первом запуске стальной цилиндр не выдержал напора воды и прорвался, вместо него был сооружен новый, железобетонный. Несмотря на это, постройка сразу понравилась уралмашевцам. Они и окрестили водонапорную башню Уральского завода тяжелого машиностроения (УЗТМ), покрашенную известкой, Белой башней и сделали ее символом соцгорода.

Уже через два года после сдачи в эксплуатацию башня не могла полностью удовлетворять потребности рабочего поселка. К 1940 году только 20% необходимой воды поселок получал из ее бака. А еще через 20 лет Белая башня перестала функционировать.

Однако ее не снесли, в 1974 году признали объектом культурного наследия и стали искать ей новое применение. Рейшер предложил сделать там молодежное кафе со смотровой площадкой. На протяжении десятилетий появилось еще много подобных проектов, но ни один не был реализован, и башня разрушалась. Различные организации, которым она принадлежала, процесса обветшания никак не останавливали. Так что вновь пошли разговоры о необходимости сноса. И это понятно: разрушающиеся памятники конструктивизма выглядят исключительно уродливо, особенно промышленные объекты. Их руины никак не назвать романтическими. К сожалению, тому можно найти достаточно примеров во многих городах бывшего СССР.

Но башне повезло. Перемены ее участи начались в 2012 году, когда здание перешло в пользование архитектурной группы Podelniki. Ее участники, выпускники института, стали активно возвращать башню в городскую жизнь: устраивали в ней экскурсии, проводили различные мероприятия. Им удалось собрать деньги на ее ремонт и частичную консервацию. Работы велись в сотрудничестве с московским архитектурным бюро «Рождественка».

Деньги, полученные от Фонда Гетти, пойдут на дальнейшее обследование башни, и на его основе впоследствии подготовят проект ее реставрации и приспособления к использованию как общественное пространство. Работа будет вестись под руководством грантополучателя — Музея архитектуры. 

Его директор Елизавета Лихачева надеется, что, помимо московских партнеров музея, в обследовании примут участие екатеринбургские архитекторы. Она также не исключает возможности, что и проект реставрации будет подготовлен ими, поскольку авторский надзор, естественно, легче проводить архитекторам Екатеринбурга. «Но всех специалистов мы, конечно, туда привезем», — обещает Лихачева. 

Самое читаемое:
1
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
Выставка, которую ждали почти пять лет, открылась в Корпусе Бенуа. Существенную часть вещей, пополнивших собрание ГРМ, составляют работы художников, чьих произведений в фондах музея до сих пор не было
10.06.2024
В Русском музее открылась выставка работ, подаренных коллекционером Владимиром Некрасовым
2
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
3
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
Каждый из художников мог стать героем отдельного проекта, но в Третьяковке решили поразить зрителя мощным династическим аккордом. «Эпохалка» приурочена к датам: 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова
27.05.2024
Три богатыря: Виктор, Аполлинарий и Андрей Васнецовы в Третьяковке
4
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященная архитектуре Вечного города в исторической гравюре, стала первым кураторским проектом нового директора музея Елизаветы Лихачевой в этих стенах
11.06.2024
Пушкинский покажет «Три времени Рима»
5
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
Труд Дмитрия Антонова «Нимб и крест: как читать русские иконы» — иллюстрированная энциклопедия, разбирающая сюжеты отечественной иконописи до последней косточки последнего грешника в адском котле
24.05.2024
Подарочный путеводитель по зашифрованному православию
6
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
Два главных символа Нижнего Новгорода — стрелка Волги и Оки и знаменитая ярмарка — объединились в выставке Нижегородского государственного художественного музея «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган»
30.05.2024
Вихрь и звон русской ярмарки в Нижнем Новгороде
7
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Количество участников, широкая география проекта, насыщенная образовательная программа и новый подход к организации выставочного пространства — все это отличает ярмарку искусства 1703 в этом году
27.05.2024
Ярмарка искусства 1703 объявила состав участников и программу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+