18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»

№84
Материал из газеты

Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ

Из реставрационной мастерской при Библиотеке, художественной галерее и ботанических садах Хантингтона в калифорнийском Сан-Марино «Мальчик в голубом» (около 1770) кисти Томаса Гейнсборо должен был вернуться в экспозицию еще весной, однако из-за пандемии COVID-19 встречу с шедевром пришлось отложить на несколько месяцев.

Исследовательский проект стартовал в 2013 году, когда в команду Художественной галереи Хантингтона вошла Кристина О’Коннелл, ставшая здесь первым штатным реставратором живописи. Она обследовала всю коллекцию музея, проведя оценку состояния приблизительно 600 картин. Самая знаменитая часть собрания — портретная галерея Торнтона, где экспонируются ростовые портреты в британском «большом стиле», в том числе полотно «Мальчик в голубом», на котором изображен уверенный в себе подросток в атласном костюме, позирующий на фоне сельского пейзажа. В 1921 году американский железнодорожный магнат Генри Хантингтон приобрел картину у дилера Джозефа Дювина за $728 тыс., что сделало ее самым дорогим произведением живописи на тот момент.

В 2017 году О’Коннелл и младший куратор британского искусства Мелинда Маккерди тщательно обследовали произведение при помощи новейших технологий, в том числе инфракрасной рефлексографии и серии рентгенограмм высокого разрешения, соединенных вместе. Выяснилось, что картине требуется серьезная реставрация: необходимо было исправить ряд структурных недостатков, укрепить отслаивающиеся краски и снять слои потемневшего лака.

Неожиданно обнаружился старый разрыв длиной 28 см в левой нижней части холста. «Видимо, разрыв появился в начале XIX века, — говорит Маккерди. — В этот период картину несколько раз экспонировали, и я думаю, что холст порвался при транспортировке». По словам О’Коннелл, разрыв был заделан столь тщательно, что она ограничилась лишь тем, что удалила с этого участка позднейшие записи. 

О’Коннелл посвятила работе с картиной полтора года, в том числе 12 месяцев в мини-мастерской, оборудованной прямо в галерее Торнтона. Сопровождавшую реставрацию небольшую выставку посетило более 217 тыс. человек, которые  могли наблюдать за ходом работ. О’Коннелл начала их с укрепления отслаивавшихся участков красочного слоя, используя тончайшие соболиные кисти и хирургический микроскоп. Затем она очистила поверхность картины при помощи стерильных зондов-тампонов, пропитанных растворителем. Постепенно были раскрыты оригинальный светло-голубой цвет костюма (судя по всему, бального) и потемневшие детали пейзажа в левой нижней части картины (прежние, более давние съемки в рентгеновских лучах обнаружили на полотне изображения, записанные самим автором, — мужской портрет и фигуру собаки). Финальный этап включал починку мелких разрывов полотна, заделку трещин на подрамнике. 

О’Коннелл работала не только с полотном, но и с его резной позолоченной рамой. Хотя это и не оригинальная рама XVIII века, в которой картину доставили Хантингтону, она была создана в тот же период. «Мы скорректировали внутренний периметр рамы, — рассказала реставратор, — и добавили защитные материалы, чтобы хрупкие края холста не соприкасались непосредственно с краями рамы». Для их разделения использовали барьерную пленку.

О’Коннелл говорит, что осталась довольна ходом реставрации, но предупреждает, что результаты ее труда заметят единицы: «Моя работа сделана качественно, если она незаметна». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+