18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Библиотека Хантингтона готова представить посветлевшего «Мальчика в голубом»

№84
Материал из газеты

Реставрация картины заняла полтора года, а сопровождавшую ее небольшую выставку посетило более 200 тыс. человек, которые могли наблюдать за ходом работ

Из реставрационной мастерской при Библиотеке, художественной галерее и ботанических садах Хантингтона в калифорнийском Сан-Марино «Мальчик в голубом» (около 1770) кисти Томаса Гейнсборо должен был вернуться в экспозицию еще весной, однако из-за пандемии COVID-19 встречу с шедевром пришлось отложить на несколько месяцев.

Исследовательский проект стартовал в 2013 году, когда в команду Художественной галереи Хантингтона вошла Кристина О’Коннелл, ставшая здесь первым штатным реставратором живописи. Она обследовала всю коллекцию музея, проведя оценку состояния приблизительно 600 картин. Самая знаменитая часть собрания — портретная галерея Торнтона, где экспонируются ростовые портреты в британском «большом стиле», в том числе полотно «Мальчик в голубом», на котором изображен уверенный в себе подросток в атласном костюме, позирующий на фоне сельского пейзажа. В 1921 году американский железнодорожный магнат Генри Хантингтон приобрел картину у дилера Джозефа Дювина за $728 тыс., что сделало ее самым дорогим произведением живописи на тот момент.

В 2017 году О’Коннелл и младший куратор британского искусства Мелинда Маккерди тщательно обследовали произведение при помощи новейших технологий, в том числе инфракрасной рефлексографии и серии рентгенограмм высокого разрешения, соединенных вместе. Выяснилось, что картине требуется серьезная реставрация: необходимо было исправить ряд структурных недостатков, укрепить отслаивающиеся краски и снять слои потемневшего лака.

Неожиданно обнаружился старый разрыв длиной 28 см в левой нижней части холста. «Видимо, разрыв появился в начале XIX века, — говорит Маккерди. — В этот период картину несколько раз экспонировали, и я думаю, что холст порвался при транспортировке». По словам О’Коннелл, разрыв был заделан столь тщательно, что она ограничилась лишь тем, что удалила с этого участка позднейшие записи. 

О’Коннелл посвятила работе с картиной полтора года, в том числе 12 месяцев в мини-мастерской, оборудованной прямо в галерее Торнтона. Сопровождавшую реставрацию небольшую выставку посетило более 217 тыс. человек, которые  могли наблюдать за ходом работ. О’Коннелл начала их с укрепления отслаивавшихся участков красочного слоя, используя тончайшие соболиные кисти и хирургический микроскоп. Затем она очистила поверхность картины при помощи стерильных зондов-тампонов, пропитанных растворителем. Постепенно были раскрыты оригинальный светло-голубой цвет костюма (судя по всему, бального) и потемневшие детали пейзажа в левой нижней части картины (прежние, более давние съемки в рентгеновских лучах обнаружили на полотне изображения, записанные самим автором, — мужской портрет и фигуру собаки). Финальный этап включал починку мелких разрывов полотна, заделку трещин на подрамнике. 

О’Коннелл работала не только с полотном, но и с его резной позолоченной рамой. Хотя это и не оригинальная рама XVIII века, в которой картину доставили Хантингтону, она была создана в тот же период. «Мы скорректировали внутренний периметр рамы, — рассказала реставратор, — и добавили защитные материалы, чтобы хрупкие края холста не соприкасались непосредственно с краями рамы». Для их разделения использовали барьерную пленку.

О’Коннелл говорит, что осталась довольна ходом реставрации, но предупреждает, что результаты ее труда заметят единицы: «Моя работа сделана качественно, если она незаметна». 

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+