18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Буддийский монах засыпал Зимний дворец пеплом истории

Выставка звезды китайского искусства Чжан Хуаня открылась в Государственном Эрмитаже. Радикальный перформансист, а ныне буддийский монах назвал созданный специально для Эрмитажа проект «В пепле истории»

Во внутреннем дворе Эрмитажа публику встречает огромная бронзовая фигура, напоминающая издали не то паука, не то гигантскую каракатицу. Но, подойдя ближе, уже не сомневаешься: это, конечно, Будда, — и хочется благоговейно прикоснуться к его стопе — только трудно выбрать, к какой — их тут пять. Одной ногой божество опирается на собственную голову, а там, где, предположительно, она должна находиться, зияет рваная дыра. Под семитонную фигуру, выгнутую как будто в гимнастическом мостике, можно спрятаться, как под покров. Это странное, весьма далекое от канонических статуй произведение, названное «Эрмитажным Буддой», особенно отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Кажется, что художник идет на поводу у ожиданий западных зрителей, жаждущих увидеть от звезды из Китая какую-нибудь восточную экзотику, но буквально переворачивает традиционные образы с ног на голову.

«Эрмитажный Будда» говорит нам не только о традиции, но и о том, что с ней происходит сегодня, напоминая о варварских разрушениях статуй и храмов. И в то же время его автор как будто заново собирает историю по кусочкам, как тело Осириса, ведь Будду можно узнать и по одному фрагменту (если верить старинным трактатам, где говорится, что у Будды есть 32 основных признака и 80 второстепенных).

Метаморфозы — главная тема выставки «В пепле истории», название которой в некоторой степени буквально (ряд картин, привезенных в Петербург, сделан из пепла), а большей частью метафорично, и речь идет о культурных метаморфозах и перерождении. Основная часть экспозиции расположилась в Николаевском зале Зимнего дворца. Всего представлено около тридцати произведений — три большие серии, над которыми художник и его команда ассистентов трудились последние два года. Выставка стала возможной благодаря поддержке нескольких китайских фондов и международной галереи Pearl Lam Galleries. Ее планировалось открыть в мае, но пандемия сдвинула все сроки. В результате здесь появились самые свежие, красные, как еще кровоточащие раны, картины — реакция художника на трагедию.

Центральное место на выставке занимает почти 40-метровая картина-фриз, воспроизводящая архивную групповую фотографию Мао Цзэдуна с товарищами по партии. Она была снята 15 июня 1964 года, и, возможно, это самая большая в мире групповая фотография с сотнями, если не тысячами, героев. Это фото отмечает важный момент в истории, когда Китай раздружился с СССР и взял новый, самостоятельный курс. Чжан Хуань увеличил фотографию так, чтобы ее герои предстали в полный рост, и выложил ее на холсте пеплом разных оттенков. Пепел у Чжан Хуаня непростой, это следы молитв и воскурений благовоний из нескольких десятков храмов вокруг Шанхая, где он сейчас живет.

В 2005 году художник вернулся на родину после многолетней американской одиссеи. В США он сделал международную карьеру в качестве радикального перформансиста, использующего тело как инструмент экзистенциалистских и политических заявлений. В Китае он принял монашество в буддийском монастыре и кардинально сменил свою эстетику, начав делать пепельные картины. Это весьма трудоемкая техника, требующая терпения и кропотливости. Так, картина «15 июня 1964 года» изготовлялась пять лет. (Пепельные картины заставляют вспомнить еще одного героя китайского современного искусства — Цай Гоцяна, чья выставка «Октябрь» прошла в 2017 году в ГМИИ им. Пушкина в Москве. Его ноу-хау — пороховые картины, созданные взрывами петард.)

По словам одного из кураторов выставки (двое других — сотрудница музея Анастасия Веялко и У Хун, профессор Чикагского университета) и руководителя отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова, «это самая добрая выставка в музее», так как в пепле сконцентрированы сотни благопожеланий. И в то же время никуда тут не деться от метафоры праха и тлена.

Если встать спиной к картине-фризу, то можно по достоинству оценить симметрию и красоту рассчитанной, как шахматная партия, экспозиции. По левую руку — пепельные картины, сквозь фактуру которых проглядывают другие исторические изображения: Конфуций, беседующий с учениками, и Мао Цзэдун, выступающий перед китайским народом на площади Тяньаньмэнь. По правую руку — возникающие из пепельного сфумато образы Христа и апостолов из «Тайной вечери» Леонардо, а рядом — Ленин, выступающий перед рабочими на Путиловском заводе. Еще два мощных пепельных образа на «европейской стороне» вступают в диалог и между собой — это «Блудный сын» Рембрандта и «Иван Грозный и сын его Иван» Репина.

Чжан Хуань посвятил Эрмитажу серию «Мой Зимний дворец» с изображениями знаковых шедевров (она представлена в соседнем зале), добавив несколько образов из русской живописи, например из «Последнего дня Помпеи», чей апокалиптический дух сегодня очень уместен. И не стоит забывать, что у многих современных китайских звезд были русские учителя — советские художники академической школы. Тут использована еще одна оригинальная техника. Художник, как и его коллега Ай Вэйвэй, пытается сохранить историческое наследие, безбожно уничтожаемое в мегастройках, и собирает старинные деревянные двери, которые часто выкидывают на помойку. На эти двери накладывается черно-белая репродукция, и по ней резчики-умельцы одной из провинций Китая вырезают «Мадонну Литта» Леонардо или «Флору» Рембрандта. Их работа остановлена автором на середине, так, чтобы показать процесс перерождения, ту самую метаморфозу, момент, когда европейское незаметно становится китайским, и этот контраст между теплым деревом и мертвой фотографией тоже производит сильное впечатление.

В центре парадного зала, в стеклянной витрине, всего один экспонат — это макет «Зала всех душ», чего-то среднего между пантеоном, мавзолеем и трибуной. С его стен на зрителя взирают сотни героев тех самых групповых фотографий вождей и членов их партий. Художник мечтал установить эту конструкцию на Дворцовой площади, но от этого в музее почему-то воздержались.

В проеме зала виден ростовой портрет Николая II — это часть постоянной экспозиции, которую решено было оставить для выставки. Если картину обойти, то на обороте можно увидеть портрет Ленина (так нередко поступали советские художники, используя старые холсты для новых целей), и этот двойной портрет отлично вписывается в тему реинкарнаций. А за ним открывается еще один, самый драматичный зал выставки, представляющий красную серию полуабстрактных изображений «Небесное погребение». Этот буддийский обряд подразумевает, что тело умершего помещается куда-нибудь на вершину горы на растерзание птицам, животным и насекомым, для растворения в природе и последующего перерождения. И сам художник говорит, что хочет быть погребенным таким небесным образом.

Государственный Эрмитаж
Чжан Хуань. В пепле истории
До 8 ноября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+