18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Гараж» сохранит историю художественного андерграунда

Там открывается первая в России неподцензурная библиотека по современному искусству.

Первая в России публичная библиотека, посвященная современному искусству, в том числе неофициальному искусству советской эпохи, должна в декабре открыться в Музее современно го искусства «Гараж» в Москве. Ученым и студентам предоставят доступ к истории, которая в течение десятилетий оставалась скрытой от посторонних глаз: 10 тыс. библиотечных единиц охватывают диапазон от редких книг по российскому авангарду до всех каталогов выставки Documenta и выпусков американского интеллектуального журнала October.

Цель проекта в том, чтобы создать неподцензурный ресурс, посвященный истории современного искусства. «У [российских] студентов нет доступа к этой информации — они работали не с историей, а с легендами», — говорит Саша Обухова, глава научно-исследовательского отдела «Гаража». Музей, основанный коллекционером и покровительницей искусства Дашей Жуковой, также собирает архив документальных материалов, касающихся истории современного искусства в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России с 1950-х годов. Некоторые известные российские галереи, среди которых XL, «Школа» и «Айдан», пожертвовали свои архивы. Музей надеется полностью оцифровать свою коллекцию к 2017 году, и это будет первый подобный ресурс, доступный онлайн.

Архив искусства андерграунда — дело тонкое

Каталоги, неопубликованные тексты, исторические фотографии, видеозаписи и слайды дают возможность прикоснуться к альтернативной истории искусства России. До распада Советского Союза в 1991 году большинство художников, не принявших одобренный государством советский реалистический стиль, были вынуждены работать в подполье. «В течение 70 лет люди разрушали свои собственные истории, — говорит Кейт Фаул, главный хранитель «Гаража». — Вы должны были избавиться от них, чтобы жить дальше без неприятностей. Сейчас мы впервые можем рассказать правду о том времени». Среди драгоценностей архива — документация самых первых выставок нонконформистского искусства в России.

Библиотека и архив, у которых есть объединенный годовой бюджет в $500 тыс.,должны играть важную роль в программе музея. В новом здании «Гаража», которое будет построено по проекту Рема Колхаса в Парке культуры и отдыха им. Горького в следующем году, для выставок, посвященных материалам архива, планируется постоянная галерея. В прошлом году архив способствовал проведению Реконструкции — большой выставки в двух частях, рассказывавшей о художественной жизни Москвы в 1990–2000 годах.

В «Гараже» признают, что их проект несет определенные риски в свете последних законов о цензуре в России. Хотя считается приемлемым показывать материал, связанный с неофициальным искусством 1980-х годов и ранее, «намного труднее иметь дело с искусством с 1990-х до 2010-х, так как художники молодых поколений подвергали критике современные российские власти», объясняет Обухова. «Гараж» ограничит публичный показ этого материала, но музей продолжает собирать его.

Музей также взял интервью у художников разных поколений, в том числе у Никиты Алексеева (род. в 1953) и Анатолия Осмоловского (род. в 1969). В задачу проекта входит монтаж десяти интервью каждые шесть месяцев в течение следующего десятиле тия. «Имея на руках всего несколько документов, напоминающих нам о том, что были такой-то художник или такая-то выставка, мы понимаем, что уже через пять или десять лет очень многое может оказаться полностью забытым», — говорит Обухова.

У архива также есть потенциал, чтобы помочь построить рынок российского нон-конформистского искусства. «Например, кто-то заявляет, что „вот эта картина, которой я владею с 1975 года, была на неофициальной выставке в московской квартире“, и раньше не было никакой возможности доказать это, — говорит Фаул. — Теперь же этот человек может получить фотографию той выставки».

Внимание «Гаража» направлено и на тех художников, активно работавших в 1950–1960-е годы, которые нынче достигли преклонного возраста. Кроме того, их произведения нередко представляют собой проблему для реставраторов. «Эти работы частенько создавались из нестандартных материалов. Временами они буквально были сделаны из мусора, а мусор разлагается, — объясняет Ксения Нурил, научный сотрудник коллекции нонконформистского искусства из Советского Союза Нортона Доджа в Художественном музее Циммерли в Нью-Джерси в США. — «Гараж» сохраняет историю, которая находится на грани исчезновения».

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
6
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
7
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+