«Гараж» сохранит историю художественного андерграунда

Там открывается первая в России неподцензурная библиотека по современному искусству.

Первая в России публичная библиотека, посвященная современному искусству, в том числе неофициальному искусству советской эпохи, должна в декабре открыться в Музее современно го искусства «Гараж» в Москве. Ученым и студентам предоставят доступ к истории, которая в течение десятилетий оставалась скрытой от посторонних глаз: 10 тыс. библиотечных единиц охватывают диапазон от редких книг по российскому авангарду до всех каталогов выставки Documenta и выпусков американского интеллектуального журнала October.

Цель проекта в том, чтобы создать неподцензурный ресурс, посвященный истории современного искусства. «У [российских] студентов нет доступа к этой информации — они работали не с историей, а с легендами», — говорит Саша Обухова, глава научно-исследовательского отдела «Гаража». Музей, основанный коллекционером и покровительницей искусства Дашей Жуковой, также собирает архив документальных материалов, касающихся истории современного искусства в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России с 1950-х годов. Некоторые известные российские галереи, среди которых XL, «Школа» и «Айдан», пожертвовали свои архивы. Музей надеется полностью оцифровать свою коллекцию к 2017 году, и это будет первый подобный ресурс, доступный онлайн.

Архив искусства андерграунда — дело тонкое

Каталоги, неопубликованные тексты, исторические фотографии, видеозаписи и слайды дают возможность прикоснуться к альтернативной истории искусства России. До распада Советского Союза в 1991 году большинство художников, не принявших одобренный государством советский реалистический стиль, были вынуждены работать в подполье. «В течение 70 лет люди разрушали свои собственные истории, — говорит Кейт Фаул, главный хранитель «Гаража». — Вы должны были избавиться от них, чтобы жить дальше без неприятностей. Сейчас мы впервые можем рассказать правду о том времени». Среди драгоценностей архива — документация самых первых выставок нонконформистского искусства в России.

Библиотека и архив, у которых есть объединенный годовой бюджет в $500 тыс.,должны играть важную роль в программе музея. В новом здании «Гаража», которое будет построено по проекту Рема Колхаса в Парке культуры и отдыха им. Горького в следующем году, для выставок, посвященных материалам архива, планируется постоянная галерея. В прошлом году архив способствовал проведению Реконструкции — большой выставки в двух частях, рассказывавшей о художественной жизни Москвы в 1990–2000 годах.

В «Гараже» признают, что их проект несет определенные риски в свете последних законов о цензуре в России. Хотя считается приемлемым показывать материал, связанный с неофициальным искусством 1980-х годов и ранее, «намного труднее иметь дело с искусством с 1990-х до 2010-х, так как художники молодых поколений подвергали критике современные российские власти», объясняет Обухова. «Гараж» ограничит публичный показ этого материала, но музей продолжает собирать его.

Музей также взял интервью у художников разных поколений, в том числе у Никиты Алексеева (род. в 1953) и Анатолия Осмоловского (род. в 1969). В задачу проекта входит монтаж десяти интервью каждые шесть месяцев в течение следующего десятиле тия. «Имея на руках всего несколько документов, напоминающих нам о том, что были такой-то художник или такая-то выставка, мы понимаем, что уже через пять или десять лет очень многое может оказаться полностью забытым», — говорит Обухова.

У архива также есть потенциал, чтобы помочь построить рынок российского нон-конформистского искусства. «Например, кто-то заявляет, что „вот эта картина, которой я владею с 1975 года, была на неофициальной выставке в московской квартире“, и раньше не было никакой возможности доказать это, — говорит Фаул. — Теперь же этот человек может получить фотографию той выставки».

Внимание «Гаража» направлено и на тех художников, активно работавших в 1950–1960-е годы, которые нынче достигли преклонного возраста. Кроме того, их произведения нередко представляют собой проблему для реставраторов. «Эти работы частенько создавались из нестандартных материалов. Временами они буквально были сделаны из мусора, а мусор разлагается, — объясняет Ксения Нурил, научный сотрудник коллекции нонконформистского искусства из Советского Союза Нортона Доджа в Художественном музее Циммерли в Нью-Джерси в США. — «Гараж» сохраняет историю, которая находится на грани исчезновения».

Самое читаемое:
1
«Пушкинская карта» назначена козырной
В России стартовала программа «Пушкинская карта»: с 1 сентября молодые люди в возрасте от 14 до 22 лет получат от государства деньги на приобщение к культуре
27.08.2021
«Пушкинская карта» назначена козырной
2
Главные выставки нового сезона
Выставка Врубеля под кураторством Аркадия Ипполитова, Жан-Юбер Мартен в ГМИИ, «Смолянки» Левицкого, Константин Мельников во всех видах, Ай Вэйвэй из дутого стекла, «Атомная Леда» Дали и многое другое в нашем списке самых любопытных проектов осени
01.09.2021
Главные выставки нового сезона
3
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
После реставрации знаменитая картина «Девушка, читающая письмо у открытого окна» настолько изменилась, что теперь в музее о ней говорят как о «новом» Вермеере
26.08.2021
Дрезденский музей впервые показал «нового» Вермеера с расчищенным Купидоном
4
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
Грандиозный шум вокруг «Большой глины № 4» Урса Фишера не должен затмевать главное: в центре Москвы усилиями фонда V–A–С появилось новое общественное пространство, возрождающее идею советских домов культуры, — «ГЭС-2»
24.08.2021
«ГЭС-2» — это не только «Глина», это Дом культуры
5
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
Четыре крупных столичных музея объявили о создании совместного проекта и представили свои маршруты
16.09.2021
В Москве появилась «Музейная четверка»: что это значит?
6
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
В экспозиции показывают около 50 графических и живописных работ художника из частных собраний. Некоторые из них выставляются впервые
25.08.2021
Выставка «Константин Коровин. Шедевры из частных собраний» проходит в галерее «Артефакт»
7
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Криминальные истории из мира aрт-бизнеса, ностальгические путешествия, интервью в анимационном формате и поездка на старом автомобиле: на The ART Newspaper Russia FILM FESTIVAL 2021 представлены разные жанры современного кино об искусстве
02.09.2021
От Боттичелли до Пепперштейна: художники на экране
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+