18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Завершена реставрация «Зеленой полосы» Ольги Розановой

Картина за прошедший век ни разу не реставрировалась, а между тем это один из главных шедевров русского авангарда и самых востребованных для гастролей экспонатов музея «Ростовский кремль»

Общий вид картины до реставрации. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря
Общий вид картины до реставрации.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря

Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль» и Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря представили результаты реставрации одного из самых знаменитых произведений русского авангарда — «Зеленой полосы» (1917–1918) Ольги Розановой. Это одна из последних крупных работ «амазонки русского авангарда», скончавшейся от дифтерита в 32 года. Она знаменует переход художницы от супрематизма к изобретенной ею «цветописи» и предвосхищает путь развития послевоенного мирового абстрактного искусства.

Фрагмент картины в процессе реставрации. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря
Фрагмент картины в процессе реставрации.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря

«Картина находится в нашем музее с 1920-х годов и официально никогда не реставрировалась, по крайней мере документации на это мы не смогли обнаружить. Однако по мере бытования полотна его все-таки как-то подновляли. Подрамник подбивали, по краешкам кто-то касался, — рассказал Сергей Сазонов, заместитель директора музея «Ростовский кремль» по научной работе. — Один из случаев был просто вопиющим. Уже в наши дни мы давали „Зеленую полосу“ на выставку в крупный столичный музей. И в нем, очевидно, решили, что картина выглядит недостаточно презентабельно — без нашего ведома они сняли родную тоненькую рамочку-обкладку и заменили на свою белую раму. Снятую обкладку они нам, слава богу, вернули. Кроме того, там решили, что белый цвет фона недостаточно белый и замазали на нем некоторые утраты. Не спросив разрешения у музея-владельца! Это пришлось снимать уже в Центре Грабаря».

По словам Дениса Самойленко, художника-реставратора отдела масляной живописи ВХНРЦ, непосредственно работавшего с вещью «на столе», картину отдали на реставрацию вовремя. «В текущем состоянии она могла бы нормально сохраняться еще лет пять при условии идеального соблюдения требований к экспонированию и запрета на перевозку», — считает он. Однако из-за своего значения это произведение постоянно ездит на выставки, поэтому нормального «стабильного состояния» для него недостаточно.

Оборотная сторона картины с владельческими и выставочными надписями. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря
Оборотная сторона картины с владельческими и выставочными надписями.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря

От первого варианта реставрации, с заменой родного подрамника и дублированием холста, в Ростове отказались. Он представлял бы собой, по выражению Сазонова, «евроремонт», а в музее стремились к максимальной консервации. И тут, по его словам, картине повезло: заведующая отделом реставрации масляной живописи ВХНРЦ Надежда Кошкина согласилась проконсультировать сотрудников музея. «Мы с ней сразу сошлись на том, что нам нужна именно консервация и каким именно образом ее можно осуществить, — рассказывает он. — Основная задача была не зареставрировать, чтобы она не выглядела так, как пленка, принт, заламинированное произведение». ВХНРЦ включил «Зеленую полосу» в программу реставрации на собственные бюджетные средства. Директор «Ростовского кремля» Наталия Каровская отдельно благодарит директора центра Дмитрия Сергеева за то, что тот проявил особенное внимание к картине, учитывая ее важность для русской культуры.

Главной проблемой был лопнувший оригинальный подрамник, который искривлял полотно. Оборот картины при этом сам представлял собой практически произведение искусства: он обклеен множеством ярлыков от прошедших выставок, на нем стоят штампы Музейного бюро, написан инвентарный номер, а также указан размер работы в вершках. Все эти данные особенно важны из-за множества двойников «Зеленой полосы» из Ростова. В итоге холст натянули на новый подрамник, на который продублировали аккуратно снятый верхний слой старого подрамника со всеми его ценными документальными свидетельствами.

Общий вид после реставрации в боковом свете, до монтажа обкладки. Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря
Общий вид после реставрации в боковом свете, до монтажа обкладки.
Фото: Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря

«Красочный слой картины был в нормальном состоянии, — рассказала Надежда Кошкина. — Из-за подрамника деформация холста по углам давала изломчики — мы их укрепили. На полотне были точечные утраты красочного слоя, по которым были сделаны посторонние записи. Мы их сняли и восстановили тонировками». В одном месте холст явно чем-то ткнули, а потом заделали дырочку воско-смоляной мастикой, которая стала сильно отличаться по цвету. Сложности добавляли и очень маленькие кромки. По словам Самойленко, лаконичность «Зеленой полосы» затрудняет работу над ней: на белоснежной поверхности видна малейшая оплошность. Белый и зеленый картины посвежели: полотно с помощью мыльного раствора избавили от пылевых загрязнений, белый цвет перестал быть сероватым. «У нас уже бывали работы Розановой, из других музеев и другого периода, — говорит Кошкина, — но эта, конечно, особенная. Хорошо, что она попала к нам». А Самойленко вспоминает: «Конечно, я испытывал мандраж. Каждое движение, когда осознаешь ценность произведения, становится особенным».

Теперь посвежевшая «Зеленая полоса» вернется в ростовский музей. Сейчас там размышляют о том, как организовать экспонирование шедевра так, чтобы упомянутая рамочка-обкладка оставалась видна. «Мы не гарантируем, что она родная, розановская, — уточняет Сазонов, — но достаточно уверены в том, что эта обкладка могла появиться по крайней мере на посмертной выставке Розановой 1918 года. Эта обкладочка такая скромная, простая, она хорошо корреспондирует с 1918 годом». 

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы
01.11.2023
В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны
3
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
Куратор музея «Полторы комнаты» Иосифа Бродского в Петербурге, сооснователь Фонда поддержки и развития современного коллекционирования «Новые коллекционеры», экс-директор ГМИИ им. А.С.Пушкина рассказала нам о планах далеких и ближайших
01.11.2023
Марина Лошак: «Все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство»
4
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
5
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
6
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
7
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+