«Каскад. Проект как метод» придумали два года назад Лидия Лобанова, директор музейных программ НПК «Криптонит», и Александра Хейфец, руководитель отдела образовательных программ Музея Москвы. Суть начинания заключается в том, чтобы привлечь в область современного искусства подростков от 13 до 17 лет, причем не только как зрителей, то есть потребителей прекрасного, но и как активных деятелей. Миссия у программы несколько шире, чем просто инфицировать «артом» неокрепшие души. Поскольку в основе современного искусства лежит «проект как метод», то, играя в художников, дети получают уроки креативного подхода к работе вообще, «прокачивают» свои навыки в антрепренерстве и предпринимательстве. Обучение идет по дюжине направлений, среди них «искусство действия», «инсталляция», «скульптура и графика» и digital art. Участие в программе Музея Москвы, галерей «Триумф» и Solyanka VPA подняло затею на серьезную профессиональную высоту. Преподают ребятам современные художники (Антонина Баевер, Александр Образумов, Екатерина Порутчик, Ольга Широкоступ и другие) немногим старше самих учеников. Прелесть ситуации — в создании самовдохновляющегося и саморазвивающегося сообщества.
В прошлом году «Каскадом» охватили 180 (!) школьников из Москвы и регионов. В финальной выставке «Всегда кроме когда нет» приняли участие примерно 100 из них.
Очень часто работы — это личные истории (например, на основе дневников), собственные страхи и борьба с ними («Ничего особенного» Евдокии Охотиной) или размышления о символах времени (зеркало за железной решеткой, в котором каждый видит себя в заточении, — произведение Амира Гайнутдинова). Ежедневно по выставке водят экскурсии и подробно объясняют подтексты и ассоциации, «что хотел сказать художник».
Школьники на высоте: инсталляции у них получились не хуже, чем у взрослых.
Работа Яна Вермана «Божьи дети» — 30 розовых пластмассовых безликих пупсов, пришпиленных к стене напротив розового же лампового телевизора. Работа отсылает к визуальным экспериментам панк-рок-группы Destroy All Monsters из Детройта (1973–1985). Это была, как поясняет пресс-релиз, «свирепая визуальность, которая хотела разрушить всех монстров». «Я показываю эмоцию пустоты, но не отрицательной, а пустоты нейтральной, скорее даже положительной. Пустота — это персонаж. Это чистая эмоция, которая может смешаться с чем угодно», — объясняет свою работу юный художник. «„Каскад“… предоставляет право голоса тем, у кого права голоса по большому счету нет», — комментирует Ян участие в проекте.
«Объект у стены» — забетонированная кровать, на простынях которой отпечатался след тела, — многозначный емкий образ, работа Виктора Плескова. «Моя инсталляция, — рассказывает автор, — показывает ощущение, которое испытывал каждый, но не задумывался об этом».
Косвенно проект «Каскад» и его успех сигнализируют о глубоком кризисе привычного художественного образования и неспособности всей системы обновляться. В результате те, кто интересуется именно актуальным искусством, вынуждены получать знания на совершенно других площадках, не в профильных школах и вузах. И второй месседж адресован, как ни странно, современному искусству: уж если школьники могут сегодня забахать более-менее внятную инсталляцию, то от передовиков профессии начинаешь ждать чего-то большего.