18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Турции продолжают возвращать музеям статус мечетей

Сначала Айя-София — теперь «Сикстинская капелла Византии». Мозаики XIV века в церкви Хора, ставшей музеем в 1945 году, оказались под угрозой: их могут закрыть или оставить неотреставрированными

Решение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана вновь превратить Музей Карие (Хора) в мечеть — «грубая попытка стереть богатое византийское наследие Стамбула» — считает специалист по византийской архитектуре, искусствовед Роберт Дж. Оустерхаут.

На минувшей неделе Эрдоган постановил, что музей, также известный как церковь Христа Спасителя в Полях, в наибольшей степени сохранивший первоначальный вид византийский храм в Стамбуле, снова станет мечетью. Месяцем ранее турецкий лидер подписал указ о возвращении статуса действующей мечети Святой Софии.

В 1511 году эту церковь сделал мечетью Баязид II, сын османского султана Мехмеда II, а в 1945 году постановлением правительства она была превращена в музей. В ноябре минувшего года Государственный совет, высший административный суд Турции, отменил постановление 1945 года, а 21 августа Эрдоган объявил, что музей снова станет мечетью, и передал ее под контроль государственного Управления по делам религии.

Это решение ставит под угрозу фрески и мозаики XIV века, которые считаются одними из высочайших образцов византийского искусства. За них историк Джон Джулиус Купер назвал Карие «Сикстинской капеллой Византии». «Суть в том, что это один из важнейших памятников византийского искусства. В отношении качества и информативности ему нет равных… Чтобы понять его уникальность, нужно увидеть его собственными глазами — боюсь, что после того, как он станет мечетью, это уже будет невозможно», — говорит Оустерхаут.

Сейчас, по его словам, в здании ведется тщательная реставрация, начавшаяся еще в 2013 году. Специалисты лишь недавно перешли к мозаикам и фрескам, но практически сразу работы пришлось прервать из-за коронавируса. Во время мусульманской службы византийские мозаики нужно будет закрывать. «Если (а это еще большой вопрос) они будут использовать в качестве мечети только неф, то прикрывать придется лишь небольшое число мозаик. Но в притворах и в поминальной часовне огромное количество фигуративных изображений, и обойти их трудно, так что на время молитвы часовню нужно будет закрывать, а притворы хотя бы частично завешивать», — объясняет Оустерхаут.

В прошлом году Айла Джин Якли писала, что «исламисты уже давно молятся о том, чтобы и церковь Хора, и Айя-София снова стали мечетями, утверждая, что их нейтральный статус нарушает указы османского халифа, запретившего использовать их для иных целей». Оба памятника входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими архитектурными шедеврами Стамбула.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
Традиционно проверка на наличие повреждений проводилась вручную, но сочетание современных диагностик, примененных при реставрации капеллы Бранкаччи, может совершить прорыв в этой области
06.05.2025
Во Флоренции найден революционный способ реставрации фресок
3
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
4
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
Легендарная художница Татьяна Назаренко, ставшая знаменитой в 1970-е годы, объясняет, почему сюжет так важен, и уверяет, что женщинам в советском искусстве не надо было бороться за свои права, но пострадать пришлось — от завистников и чиновников
28.04.2025
Татьяна Назаренко: «Я тоже отрубила голову Олоферну»
5
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
В книге петербургского исследователя Антона Успенского «Между авангардом и соцреализмом» проанализировано искусство, во многом близкое к европейской «нормальности» 1920–1930-х годов, но ставшее маргинальным в СССР
30.04.2025
Кого и почему не притягивали советские художественные полюса
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва», объединяющей темой которой стал диалог, продолжится в Гостином Дворе до 27 апреля
25.04.2025
Что смотреть на «Арт Москве»: маскоты, крокодилы, космос и балет
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+