18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Турции продолжают возвращать музеям статус мечетей

Сначала Айя-София — теперь «Сикстинская капелла Византии». Мозаики XIV века в церкви Хора, ставшей музеем в 1945 году, оказались под угрозой: их могут закрыть или оставить неотреставрированными

Потолок церкви Христа Спасителя в Полях. Фото: Guilhem Vellut
Потолок церкви Христа Спасителя в Полях.
Фото: Guilhem Vellut

Решение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана вновь превратить Музей Карие (Хора) в мечеть — «грубая попытка стереть богатое византийское наследие Стамбула» — считает специалист по византийской архитектуре, искусствовед Роберт Дж. Оустерхаут.

На минувшей неделе Эрдоган постановил, что музей, также известный как церковь Христа Спасителя в Полях, в наибольшей степени сохранивший первоначальный вид византийский храм в Стамбуле, снова станет мечетью. Месяцем ранее турецкий лидер подписал указ о возвращении статуса действующей мечети Святой Софии.

Церковь Христа Спасителя в Полях. Фото: John Kim
Церковь Христа Спасителя в Полях.
Фото: John Kim

В 1511 году эту церковь сделал мечетью Баязид II, сын османского султана Мехмеда II, а в 1945 году постановлением правительства она была превращена в музей. В ноябре минувшего года Государственный совет, высший административный суд Турции, отменил постановление 1945 года, а 21 августа Эрдоган объявил, что музей снова станет мечетью, и передал ее под контроль государственного Управления по делам религии.

Это решение ставит под угрозу фрески и мозаики XIV века, которые считаются одними из высочайших образцов византийского искусства. За них историк Джон Джулиус Купер назвал Карие «Сикстинской капеллой Византии». «Суть в том, что это один из важнейших памятников византийского искусства. В отношении качества и информативности ему нет равных… Чтобы понять его уникальность, нужно увидеть его собственными глазами — боюсь, что после того, как он станет мечетью, это уже будет невозможно», — говорит Оустерхаут.

Фрески XIV в. церкви Христа Спасителя в Полях. Фото: Guilhem Vellut
Фрески XIV в. церкви Христа Спасителя в Полях.
Фото: Guilhem Vellut

Сейчас, по его словам, в здании ведется тщательная реставрация, начавшаяся еще в 2013 году. Специалисты лишь недавно перешли к мозаикам и фрескам, но практически сразу работы пришлось прервать из-за коронавируса. Во время мусульманской службы византийские мозаики нужно будет закрывать. «Если (а это еще большой вопрос) они будут использовать в качестве мечети только неф, то прикрывать придется лишь небольшое число мозаик. Но в притворах и в поминальной часовне огромное количество фигуративных изображений, и обойти их трудно, так что на время молитвы часовню нужно будет закрывать, а притворы хотя бы частично завешивать», — объясняет Оустерхаут.

В прошлом году Айла Джин Якли писала, что «исламисты уже давно молятся о том, чтобы и церковь Хора, и Айя-София снова стали мечетями, утверждая, что их нейтральный статус нарушает указы османского халифа, запретившего использовать их для иных целей». Оба памятника входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими архитектурными шедеврами Стамбула.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
3
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
4
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
5
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
Экспонаты выставки «Крым: золото и тайны Черного моря», проходившей в Нидерландах в 2014 году, стали предметом многолетнего судебного разбирательства, которое завершилось в пользу Украины
27.11.2023
«Скифское золото» из крымских музеев прибыло из Амстердама в Киев
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+