18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Турции продолжают возвращать музеям статус мечетей

Сначала Айя-София — теперь «Сикстинская капелла Византии». Мозаики XIV века в церкви Хора, ставшей музеем в 1945 году, оказались под угрозой: их могут закрыть или оставить неотреставрированными

Решение президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана вновь превратить Музей Карие (Хора) в мечеть — «грубая попытка стереть богатое византийское наследие Стамбула» — считает специалист по византийской архитектуре, искусствовед Роберт Дж. Оустерхаут.

На минувшей неделе Эрдоган постановил, что музей, также известный как церковь Христа Спасителя в Полях, в наибольшей степени сохранивший первоначальный вид византийский храм в Стамбуле, снова станет мечетью. Месяцем ранее турецкий лидер подписал указ о возвращении статуса действующей мечети Святой Софии.

В 1511 году эту церковь сделал мечетью Баязид II, сын османского султана Мехмеда II, а в 1945 году постановлением правительства она была превращена в музей. В ноябре минувшего года Государственный совет, высший административный суд Турции, отменил постановление 1945 года, а 21 августа Эрдоган объявил, что музей снова станет мечетью, и передал ее под контроль государственного Управления по делам религии.

Это решение ставит под угрозу фрески и мозаики XIV века, которые считаются одними из высочайших образцов византийского искусства. За них историк Джон Джулиус Купер назвал Карие «Сикстинской капеллой Византии». «Суть в том, что это один из важнейших памятников византийского искусства. В отношении качества и информативности ему нет равных… Чтобы понять его уникальность, нужно увидеть его собственными глазами — боюсь, что после того, как он станет мечетью, это уже будет невозможно», — говорит Оустерхаут.

Сейчас, по его словам, в здании ведется тщательная реставрация, начавшаяся еще в 2013 году. Специалисты лишь недавно перешли к мозаикам и фрескам, но практически сразу работы пришлось прервать из-за коронавируса. Во время мусульманской службы византийские мозаики нужно будет закрывать. «Если (а это еще большой вопрос) они будут использовать в качестве мечети только неф, то прикрывать придется лишь небольшое число мозаик. Но в притворах и в поминальной часовне огромное количество фигуративных изображений, и обойти их трудно, так что на время молитвы часовню нужно будет закрывать, а притворы хотя бы частично завешивать», — объясняет Оустерхаут.

В прошлом году Айла Джин Якли писала, что «исламисты уже давно молятся о том, чтобы и церковь Хора, и Айя-София снова стали мечетями, утверждая, что их нейтральный статус нарушает указы османского халифа, запретившего использовать их для иных целей». Оба памятника входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими архитектурными шедеврами Стамбула.

Самое читаемое:
1
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
2
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
3
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
4
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
5
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
Выставка «Адепты красного» посвящена сравнению двух живописцев рубежа XIX–XX веков — Абрама Архипова и Филиппа Малявина, которые запомнились множеством ярко-красных сарафанов. Проект зримо доказывает, что это очень разные авторы
23.10.2024
Сила красного: Третьяковка учит отличать Архипова от Малявина
6
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
7
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+