18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Спор о новом определении музея привел к кризису в ИКОМ

Дебаты вокруг излишне политизированного текста привели к смене руководства, повторное голосование планируется провести в Праге в 2022 году

В Международном совете музеев (ИКОМ) произошел раскол на фоне ожесточенных дебатов вокруг понятия, составляющего суть его существования, — что такое музей? После многочасовых споров на 25-й генеральной конференции Международного совета музеев в Киото 70% делегатов отказались голосовать по вопросу о новом определении музея. 

Отсрочка стала ударом для президента ИКОМ Суай Аксой, специалистки из Турции, которая инициировала проект разработки нового определения, и для куратора из Дании Етте Сандал, которая возглавляла комитет, занимавшийся разработкой текста. В частности, в нем музеи описывались как «демократизирующие, инклюзивные и полифонические пространства, созданные для критического осмысления и обсуждения прошлого и будущего». Несогласные с определением отмечали его излишнюю политизированность, подмену «произведений искусства» на «артефакты» и «экземпляры», отсутствие в нем таких понятий, как «образование» и даже «коллекционирование». Новое определение — не более чем туманное нагромождение политкорректных лозунгов и модное позерство, резюмировали они. 

После конференции Аксой поручила пересмотр текста той же самой комиссии, введя в ее состав несколько новых членов, в том числе Жюльет Рауль-Дюваль, возглавляющую ИКОМ во Франции, которая одной из первых выступила против «идеологического манифеста». Комиссии так и не удалось провести встречу. 10 марта французское отделение при поддержке европейского и германского отделений пригласило всех представителей ИКОМ на заседание в Париже. В нем приняли участие представители 41 комитета, по большей части из Европы, однако Сандал отказалась присутствовать.

После встречи председатель ИКОМ в Ирландии Хью Магуайр выразил общее мнение о том, что «никто не против настроя на демократию и партиципацию», но предложенный текст «не является определением», — подчеркнул он. После этого участники потребовали сделать «процесс абсолютно прозрачным» и предоставить больше времени на обсуждение.

Несмотря на это, Сандал при поддержке Аксой предложила провести новое голосование в июне 2021 года, но исполнительный совет ее не поддержал. После этого Сандал вышла из состава комитета. Ее примеру последовали еще пять его членов, а также двое членов исполнительного совета и сама Аксой.

Один из покинувших комитет членов, американский куратор Рик Уэст, рассказал The New York Times, что нынешний конфликт служит отражением фундаментального спора о том, должны ли музеи служить всего лишь «местом хранения коллекций и красивой точкой на туристическом маршруте» или вести более широкую работу с социумом. Тем временем делегаты ИКОМ из Африки упрекают европейцев в том, что те противостоят движению к «деколонизации» и реституции.

Новый президент ИКОМ Альберто Гарландини рассказал The Art Newspaper, что ему хотелось бы, чтобы «все приняли разнообразие мнений и отложили в сторону идеологические позиции». Он уверен, что ему удастся создать атмосферу, которая позволит проголосовать по вопросу нового определения уже на следующей генеральной конференции, которая должна состояться в 2022 году в Праге. 

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+