18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из Казани в Третьяковку — только шедевры

В Третьяковской галерее открылась выставка произведений русских художников конца XIX — первой четверти ХХ века из собрания ГМИИ Республики Татарстан

На выставку, организованную в рамках юбилейных торжеств, посвященных 100-летию образования Республики Татарстан, из Казани в Москву привезли лучшую часть коллекции — шедевры живописи русского модерна и авангарда. В последний раз произведения из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан (ГМИИ РТ), обладающего одним из интереснейших собраний отечественного искусства, в Третьяковской галерее показывали 15 лет назад в рамках федерального выставочного проекта «Золотая карта России». Тогда экспозиция была устроена по традиционному для цикла принципу: весь спектр русской живописи от портретов XVIII века и пейзажей Ивана Шишкина (а также его современников) до работ русских авангардистов плюс целые разделы, посвященные самому известному художнику — уроженцу Казани Николаю Фешину, а также родоначальнику татарской живописи Баки Урманче.

На этот раз в центре внимания оказалась именно живопись Серебряного века, от модерна до авангарда, а куратором выставки стала Надежда Мусянкова, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века. В первом зале показаны произведения художников рубежа XIX–ХХ веков, представителей объединений «Мир искусства», «Голубая роза», Союза русских художников. Здесь и мистический ноктюрн «Мехески — лунный народ» Николая Рериха, и «Маркиза» Александра Головина в духе ностальгических фантазий русских художников о Галантном веке, и первоклассные образцы «русского импрессионизма» — «Утренний чай» Игоря Грабаря и «Лиза на солнце» Роберта Фалька (портрет его первой жены Елизаветы Потехиной). Второй зал посвящен авангарду. Зрителя встречают импровизация Василия Кандинского, кубофутуристическая «Девушка с цветком» Александра Родченко (в 1911–1914 годах он учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина), натюрморты бубнововалетовцев Александра Куприна и Василия Рождественского, пейзажи Аристарха Лентулова, «Провинциальная франтиха» Михаила Ларионова и многое другое. Всего 48 работ, наиболее ярко демонстрирующих пестрое разнообразие русской художественной сцены конца XIX — первой трети ХХ века. Еще одна особенность выставки — редко встречающиеся в российских музейных собраниях произведения малоизвестных авторов, таких как Михаил Ле-Дантю, Вениамин Гальвич, Борис Такке, Магда Нахман.

Данная выставка стала ответным жестом ГМИИ РТ на уникальный проект 2017 года «Гений века» в Казанском кремле.

Тогда, вскоре после подписания соглашения о долгосрочном сотрудничестве с Республикой Татарстан, Третьяковская галерея и казанский музей на площадке центра «Эрмитаж-Казань» подготовили грандиозную выставку, соответствующую международным музейным стандартам. Из Москвы привезли 56 произведений русских живописцев, в том числе «Царевну Лебедь» Михаила Врубеля, никогда ранее не покидавшую стен Третьяковской галереи. Вместе с двумя десятками работ из собрания ГМИИ РТ они составили экспозицию, блестяще демонстрирующую путь русской живописи от символизма к первым постреволюционным работам. Там же очень удачно встретились работы, которые создавались как парные, — «Франт» и «Франтиха» Михаила Ларионова, две работы из «еврейской серии» Наталии Гончаровой. Вслед за прошедшей в Казани выставкой в Третьяковской галерее открылась экспозиция «Сказание о граде Свияжске», на которой в Москве впервые были показаны древние иконостасы, иконы, золотое шитье и рукописные книги эпохи Ивана Грозного. Теперь в Москву наконец прибыли самые знаковые произведения модерна и авангарда из казанского музея.

Новая Третьяковка
Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан
До 1 ноября

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
7
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+