18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Виктор Мизиано: «После ухода Валерия Подороги осталась колоссальная пустота»

Известный российский философ Валерий Подорога скончался в Москве в возрасте 73 лет. Куратор Виктор Мизиано рассказывает о том, кем он был для современного искусства

Справка

Валерий Подорога родился в 1946 году в Москве. Окончил философский факультет МГУ, затем аспирантуру Института философии АН СССР. В 1992 году стал доктором философских наук. Заведующий сектором аналитической антропологии Института философии РАН, лауреат Премии Андрея Белого (2001) за тексты в книгах «Мастерская визуальной антропологии» и «Тетради по аналитической антропологии. Авто-био-графия», Премии Кандинского (2015) за работу «Второй экран. С.Эйзенштейн и кинематограф насилия» (в двух томах), автор более 20 книг. Главным достижением Подороги считается разработка аналитической антропологии как философской дисциплины.

Прощание с Валерием Александровичем состоится в зале гражданской панихиды Городской клинической больницы имени Боткина 13 августа.

Еще…

Об ученом, руководителе сектора аналитической антропологии Института философии РАН Валерии Подороге, скончавшемся в Москве на 74-м году жизни, вспоминает куратор Виктор Мизиано.

«Масштаб любой личности измеряется той пустотой, которую она после себя оставляет. То пространство, та пустота, которая осталась после ухода Валерия Подороги, — она колоссальная и действительно невосполнимая.

По крайней мере, она невосполнима для интеллектуалов, критиков, художников моего поколения. Художников, которые вошли в искусство в конце 1980-х и действовали в 1990-е годы, определив собой его постсоветский период. Я обозначил бы две вещи, два понятия, которые полностью ассоциируются для нас всех с Валерием Подорогой, с его идеями, его способом жизни в культуре, с его способом взаимодействия с искусством, с художниками, деятелями художественной сцены.

Первая из них состоит в том, что именно Валерий в какой-то мере был главным ориентиром в понимании искусства его поздней концептуальной и постконцептуальной ситуации, то есть поколения молодых концептуалистов 1980-х и художников 1990-х годов. Именно Валерий понимал искусство как науку, как интеллектуальную работу. Не искусство как ремесло, не искусство как мастерство, а искусство как интеллектуальную работу, как форму, один из самых эффективных способов осмысления и понятийного обозначения мира. Его идеи, его способ высказывания в искусстве, его фигура действительно для всех нас были неким замковым камнем, который скреплял собой ту картину мира и ту картину искусства, которые мы создавали и которым мы следовали.

И второе понятие, тоже крайне важное, состоит в том, что Валерий понимал эту интеллектуальную работу как нечто очень серьезное. Сам он обладал прекрасным чувством юмора, его шутки, бутады, иронические определения сопровождают меня уже многие годы. Но при этом все-таки он считал, что эта интеллектуальная работа очень серьезна, она требует ответственности, очень большого посвящения себя этому делу. Если попытаться найти одно слово, одно понятие, то для него интеллектуальная работа, творческая работа узнавала себя в понятии усилия. Произведение, мысль рождаются через усилие, через максимальную концентрацию воли и сознания.

Вот один эпизод из моего опыта совместной работы с Валерием — в 1993–1994 годах, в рамках Лаборатории визуальной антропологии, которая осталась одним из моих главных кураторских и творческих проектов той эпохи. Тогда в течение года Валерий работал совместно с группой крайне важных для 1990-х годов художников: Юрием Лейдерманом, Анатолием Осмоловским, Владимиром Сальниковым, Вадимом Фишкиным и целым рядом других. И мне запомнилось его высказывание в момент, когда мы говорили о творчестве. „Если мы что-то делаем, если себя чему-то посвящаем, нужно максимально себя в это вложить, нужно действовать так, чтобы рвались жилы“. При этом он откинул голову назад и провел ладонью по горлу. Это был очень сильный драматический, даже по-своему театральный, жест, который запомнился и мне, и художникам.

Помню, как-то сидя с Лейдерманом и Осмоловским, мы вспоминали опыт совместной работы с Валерием, и из памяти выплыл именно этот момент, это его высказывание и жест. И вот удивительная вещь: когда я стал работать над изданием книги „Мастерская визуальной антропологии“, которая вышла сильно позднее, в 2001 году, я вдруг обнаружил, что в стенограмме наших заседаний нет этого момента. Тогда я прослушал всю запись — и тоже его не нашел. Просмотрел всю видеозапись — и там не было этой сцены. По всей видимости, время 2000-х было уже эпохой цинизма, так называемого постсоветского постмодернизма, и такое ощущение, что архив уничтожил себя в пользу нового духа времени. Но слава Богу, что и я, и художники, которые работали совместно с Валерием, хранят это в своей памяти. И сейчас, когда Валерия с нами уже нет, именно эта живая память стала крайне важной, и она останется с нами до конца и наших дней».

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+