18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зачем музеи приглашают селебрити

Рассказываем о набирающей обороты тенденции приглашать знаменитостей для промоутирования коллекций и выставок и размышляем, зачем это нужно музеям

В последнее время все чаще появляются новости о том, что известный актер или певец в коллаборации с крупным музеем делает некий проект. Он может стать как героем выставки, так и куратором, поучаствовать в интернет-проекте или разработать для музея сувенирную линейку. Зачем подобное сотрудничество нужно музеям и какую пользу из него они извлекают?

Правило родной души

Знаменитые и влиятельные персоны привлекают в музей новую аудиторию. Конечно, Лувр был самым посещаемым в мире музеем и до того, как Бейонсе и Джей Зи сняли там клип Apeshit, который на YouTube посмотрели уже 218,5 млн раз. Однако именно после его мгновенного вирусного распространения в соцсетях на встречу с «Джокондой» и Венерой Милосской поспешили рекордные 10,2 млн человек — на четверть больше, чем в предыдущем, 2017 году.

Бывает, что звезды сами становятся произведениями искусства, как актриса Тильда Суинтон, представшая в образе современной спящей красавицы в нью-йоркском MoMA. Или же музеи приглашают медийных персон в кураторы. Например, парижский Национальный музей восточных искусств — Музей Гиме привлек к работе над выставкой японского художника Mr. музыканта с многомиллионной аудиторией в соцсетях Фаррелла Уильямса, а венский Музей истории искусств поручил режиссеру, автору «Отеля „Гранд-Будапешт“» Уэсу Андерсону сделать обзор собрания, и получился ироничный проект «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища». В итоге про эту выставку и музей услышали и поклонники кино, которых в мире гораздо больше любителей искусства.

Художник и куратор Федор Павлов-Андреевич, записавший видеоэкскурсию по выставке «Дары. Избранное» в Государственном Русском музее в рамках проекта «Команда ВТБ: Арт. Спорт. Хайп», на вопрос: «Что происходит с искусством, когда его презентуют с помощью селебрити?» — отвечает, что у искусства мало шансов быть услышанным теми, кому оно не особенно любопытно или доступно в обычной жизни.

«И тогда есть всякие уловки. Например, в игру могут вступить люди, которые, если честно, и сами не особенно-то этим искусством увлечены, но готовы ради игры сделать ход — тут вступает в силу „правило родной души“. Если эта родная душа — та знаменитость, тот, кому ты предан и за кем следуешь, — вдруг проявляет интерес к чему-то, что тебе в целом неинтересно, ты в ответ не можешь не проявить любопытство. А дальше дело за малым. Каких только неожиданных людей это злосчастное искусство на свою сторону не перебарывало, кого только в свою секту не обращало! Поэтому почти всякий человек с миллионами последователей прекрасно годится в игру. Этот человек сам может в ней потом и не остаться. А вот те, кого он увлек, — очень даже. Я в такое верю», — добавляет Павлов-Андреевич.

Все будущее мира

Большую часть потенциальной аудитории составляет публика, которая официальные новости никогда не смотрит и не читает. Музеи пытаются разговаривать с ней на ее языке и активно используют для этого социальные сети, поставляя информацию прямо на экраны мобильных телефонов. Речь, конечно, идет в первую очередь о юной аудитории — и поэтому удачен выбор именно тех звезд, которые сами еще молоды.

Например, для второй видеоэкскурсии по выставке «Дары. Избранное» ГРМ и ВТБ пригласили рэпера Мота, музыканта лейбла Black Star Inc. Его ролик под названием «Команда ВТБ. Арт сториз. Русский музей. Часть 2» представляет собой музыкальный клип, в котором Мот читает рэп и танцует в пустых залах музея, а вокруг него оживают статуи и картины.

Ничего удивительного, что просмотров у этого ролика ровно в десять раз больше, чем у экскурсии Павлова-Андреевича. (Впрочем, тут, быть может, дело еще и в хронометраже: три минуты, а не десять, как в «Части 1».)

Другой вопрос, конечно, многие ли из посмотревших этот ролик молодых людей захотят узнать об искусстве еще что-нибудь, задержатся в теме. Поколение Z, физически выросшее в интернете, обладает рассеянным вниманием и быстро теряет интерес к «скучному» информационному продукту, в который не вложен креатив (в неподдельности и талантливости которого оно, кстати, очень тонко разбирается). Поэтому, скажем, цикл видеороликов 2015 года, когда по Пушкинскому водили экскурсии в качестве гидов 26 знаменитостей (Баста, Ингеборга Дапкунайте, Леонид Парфенов, Михаил Швыдкой и другие), скорее, заинтересует аудиторию, больше нацеленную на обучение, чем на развлечение. Но пытаться привлечь внимание молодых необходимо. Считается, что представители поколения Z — это самая большая группа потребителей в США и Европе и будущее мировой экономики.

Гид или творец?

Выбирая, какую звезду пригласить к сотрудничеству, и предлагая ей тематику работы, многие музеи ориентируются на свои классические эстетические привычки. Поэтому так распространен вариант, когда селебрити фактически выступает просто «нарратором», диктором — не только в видео, но и в аудио. Например, на английском языке есть аудиогиды, где Джереми Айронс водит по Вестминстерскому аббатству, а звезда сериала «Подпольная империя» Стив Бушеми — по музею «Восточная государственная тюрьма, Филадельфия».

Подобный продукт, как показал всплеск музейной интернет-активности во время карантина, производить достаточно легко (если есть бюджет). Однако и интерес он вызывает гораздо меньший, чем те коллаборации, где звезды представляют собственное творчество. Как, например, тот же Мот, который сам написал композицию к своей видеоэкскурсии, и это, может быть, единственный в мире рэп про выставку в музее.

Развивая тему современной музыки и искусства, еще одно видео из того же проекта «Команда ВТБ: Арт. Спорт. Хайп» соединяет танец балетной студии Бориса Эйфмана с треком Тимати, а декорациями к действу стала потрясающая петербургская архитектура — от знаменитых видовых крыш до подворотен с граффити.

На Западе, с его давней традицией перформансов, с размытием границ жанров в современном искусстве и экспериментальном театре, размышляют о методах подобного соединения давно. Например, исследователь Дженни Кидд в статье 2007 года «Заполняя пробелы? Интерпретируя музейные коллекции с помощью перформансов» рассматривает, как артисты, используя новые медиа, создавали произведения на основе известных экспонатов. Выступления артистов других жанров в так называемых музейных театрах ведет, по утверждению Кидд, к ряду дополнительных бенефитов: у зрителя увеличивается число позитивных ассоциаций, развивается эмпатия, растет любопытство, а также формируются культурное самосознание и идентичность. Для музеев же, помимо коммерческой выгоды, это ведет к повышению видимости в публичном поле, а также — что важно — к диверсификации профиля посетителя. Самое главное — что талантливый селебрити на основе старой музейной коллекции может создать новое произведение искусства. Которое, спровоцировав эмоциональную реакцию, затрагивает душу — и значит, заставляет запоминать, а потом даже и размышлять. Что в наше время особенно ценно.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+