18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Уэс Андерсон показал мумию землеройки

Американский кинорежиссер стал куратором необычной выставки в венском Музее истории искусств

Выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища». Фото: KHM-Museumsverband
Выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища».
Фото: KHM-Museumsverband

Один из самых известных мировых музеев не боится пускать посторонних в святая святых — свои запасники. Время от времени он предлагает знаменитостям из разных сфер выбрать на свой вкус объекты из постоянной коллекции музея и сделать из них выставку. В качестве кураторов-любителей уже засветились американский художник Эд Руша — его проект назывался «Древние украли все наши идеи!» и британский керамист и писатель Эдмунд де Вааль.

Джуман Малуф. «Гробик землеройки». Рисунок. Фото: KHM-Museumsverband
Джуман Малуф. «Гробик землеройки». Рисунок.
Фото: KHM-Museumsverband

Недавно этот список пополнили американский режиссер Уэс Андерсон и его жена, писательница и дизайнер одежды Джуман Малуф. 6 ноября в музее открылась придуманная ими выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища».

Египетская мумия землеройки в гробу. IV в. до н.э. Фото: KHM-Museumsverband
Египетская мумия землеройки в гробу. IV в. до н.э.
Фото: KHM-Museumsverband

Накануне открытия один из кураторов музея Джаспер Шарп рассказал: «Эта выставка не будет похожа ни на одну из тех, которые мы делали прежде. Мы сделали Уэсу и Джуман уникальное, но несколько ошеломляющее предложение: изучить все предметы в нашей коллекции — египетские мумии, греческие и римские древности, картины старых мастеров, кунсткамеру, императорскую сокровищницу, драгоценности короны, этнографические объекты, сани и кареты, костюмы...»

Уэс Андерсон и Джуман Малуф. Фото: KHM-Museumsverband / Rafaela Proell
Уэс Андерсон и Джуман Малуф.
Фото: KHM-Museumsverband / Rafaela Proell

Судя по всему, воображение автора «Поезда на Дарджилинг» и «Отеля „Гранд Будапешт“» больше всего поразили именно этнографическая часть собрания и всевозможные курьезы, накопленные поколениями Габсбургов. Под выставку освободили один из залов кунсткамеры — раздела, с которого, собственно, и началась коллекция музея. В собрании императорской династии хитроумные музыкальные автоматы соседствуют с акульими зубами, которые в Средневековье принимали за окаменевшие языки драконов. Примерно такой же причудливый хаос царит и в экспозиции Андерсона и Малуф. Выделенный им зал они разбили на восемь небольших боксов с нишами-витринами. Объекты всех времен и народов выставлены бок о бок, без этикеток, совсем как в старинных кунсткамерах, — словно в пику академичной и насыщенной подробнейшими пояснениями выставке Питера Брейгеля, проходящей этажом выше. Резные деревянные статуи средневековых святых соседствуют с резными же африканскими скульптурами — как говорится, найдите десять отличий. При этом никакой логики в выборе тем для разных частей экспозиции не прослеживается. В одной все предметы — исключительно зеленого цвета: малахитовые шкатулки, платья оттенка изумруда и т. д. Другая от пола до потолка увешана детскими портретами. Третья посвящена животным: именно там нашлось место для египетской мумии землеройки (IV век до нашей эры), давшей название проекту. Иногда создается впечатление, что кураторы собирали не столько выставку, сколько реквизит для будущего фильма: портреты «волосатого человека» и его детей кисти неизвестного мастера, современника Веласкеса, легко себе представить в интерьерах, к примеру, жилища семейки Тененбаум.

Exhibition view
Exhibition view

Сам дизайн экспозиции изобилует недвусмысленными отсылками к визуальному языку картин Андерсона. Его страсть к симметрии и яркому цвету узнаются с первого взгляда. У каждой комнаты свое цветовое решение, а ниши с экспонатами выстраиваются в сложные фигуры наподобие узоров калейдоскопа. Ключа к своему лабиринту кураторы зрителю намеренно не оставили: работая над выставкой, они принципиально не давали интервью и даже не появились на пресс-конференции в день открытия. Выход один — положиться на интуицию и разгадывать загадки голливудского чародея, дав полную волю фантазии.

Выставка «Мумия землеройки в гробу и другие сокровища» проходит в Музее истории искусств до 28 апреля 2019 года.

Самое читаемое:
1
Главные выставки осени
Кафка, авангардный «Ревизор», легенда о шапке Мономаха и шедевры анонимных абстракционистов — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Санкт-Петербурга
04.09.2023
Главные выставки осени
2
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
Лоты из дома фронтмена Queen, начиная с японских произведений искусства и заканчивая сценическими костюмами, доводили участников торгов на Нью-Бонд-стрит до безумия
07.09.2023
Коллекция Фредди Меркьюри вызвала ажиотаж на Sotheby’s
3
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
Газета является единственным в России интернациональным изданием, посвященным искусству
30.08.2023
Издателем The Art Newspaper Russia стала Ольга Ярутина
4
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
В музее советуют брать с собой лупу, так как на выставке собраны произведения искусства разных видов и жанров, но одинаково миниатюрные: живопись, микромозаики, кукольный фарфор, резная кость, микробисер
08.09.2023
В Музее Тропинина идет выставка, на которой все экспонаты крошечные
5
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
Классический труд знаменитого немецкого искусствоведа «От Ван Эйка до Брейгеля: этюды по истории нидерландской живописи» спустя столетие опубликован на русском языке. Что здесь устарело, а что нет, сообщают современные комментарии
25.08.2023
Макс Фридлендер не понаслышке: еще раз про любовь к старым мастерам
6
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
Книга Марии Демидовой «Скрытые смыслы» отнюдь не справочник в духе «Ренессанс для чайников», а серьезное исследование иконографии той эпохи. Тем не менее многие изобразительные сюжеты получают здесь ясное, достоверное объяснение
01.09.2023
Символические системы Ренессанса: инструкция по чтению аллегорий
7
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
150 заряженных эндорфином экспонатов из 15 российских музеев — от хрестоматийных полотен Дейнеки и Пименова до малоизвестных произведений — излучают дефицитный по нынешним временам и потому очень ценный оптимизм
14.09.2023
В Третьяковской галерее открывается выставка «Век спорта»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+