18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Правила подводного чтения

№83
Материал из газеты

После того как лютеранскую Псалтырь XVII века подняли из воды, реставратор Центра имени Грабаря Евгения Мымрина провела с ней уникальную процедуру — восстановила, не расшивая книжный блок

Судно «Архангел Рафаил», построенное в немецком Любеке в 1693 году и затонувшее у Березовых островов Финского залива в 1724-м, просто кладезь сокровищ. 

Специалисты Центра подводных исследований (ЦПИ) Российского географического общества заинтересовались старыми записями из архива Военно-морского флота — по ним выходило, что некий корабль с грузом контрабанды затерло льдами неподалеку от берега, команда спаслась. И действительно, в 2003 году судно нашли. В результате дрейфа ледового поля его потащило на каменистую банку, оно получило пробоину и затонуло. Вначале корабль лежал неглубоко, местные крестьяне ныряли и снимали с него груз, но потом ушел на глубину 13–14 м, где его затянуло илом. 

В 2014 году ЦПИ начал подводные раскопки объекта, соблюдая главное правило археолога — не брать то, что не можешь сохранить. Башмак, варежка, ящик с инструментами для чистки ружей, а потом и вовсе уникальные находки — повседневный кафтан и штаны — были подняты с глубины. Кафтан со штанами передали в Эрмитаж, там реставраторы смогли отмыть их от дегтя, который, разлившись, спас старинные предметы гардероба от разрушения, и придать им экспозиционный вид.

Но это не все. В 2017 году со дна достали комок слипшейся бумаги с приклеившимся сверху потрошеным угрем из рациона экипажа. Угорь своим жиром пропитал странички, хотя главная роль в их спасении принадлежала самой балтийской воде. Она темная, малосоленая и холодная, что способствует сохранению материалов, которые обычно в воде легко разрушаются. Подводный археолог-реставратор ЦПИ Роман Прохоров, а затем художник-реставратор высшей категории Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ) Евгения Мымрина разработали технологию восстановления подобных объектов, начиная с транспортировки книги в растворе спирта и холодильной камере и заканчивая очисткой в ультразвуковой ванне. Также важен был выбор метода просушивания и разделения сцементированного осадочными отложениями книжного блока. Странички Нового Завета — а это был он, — спасли и передали в Музей истории Кронштадта.

Однако и на этом сюрпризы не закончились. В 2019 году, ко всеобщему удивлению, на «Архангеле Рафаиле» нашли целую книгу, сохранившую обтянутую кожей деревянную обложку и шитье блока, толстый кирпичик карманного формата примерно в 500 листов. «Текст Псалтыри напечатан на немецком языке, и в текущем состоянии ее трудно читать невооруженным глазом», — рассказывал Роман Прохоров, первым державший находку в руках. Однако удалось разобрать год — 1692, а также издательство — Каспара Хольвейна.

«Перед нами стояла задача придумать такой способ расцементирования, разъединения листов, чтобы не нарушить целостность шитья книжного блока, — объясняет Евгения Мымрина. — Сначала размышляли о применении вакуумной сублимационной сушки в специализированной камере (через заморозку). Таким способом, например, просушивали книги, пострадавшие при тушении пожара из фондов ИНИОН (Институт научной информации по общественным наукам. — TANR). Метод основан на резком изменении температуры — сильном вымораживании. Но наш объект и так претерпел немало испытаний, пролежав 300 лет под водой. В результате от сублимационной сушки решено было отказаться: резкие перепады температуры могли быть губительны для бумаги».

К счастью, у Евгении Мымриной и реставраторов ВХНРЦ уже был опыт работы с вышеописанными листочками из Библии. Тряпичная бумага немецких книг XVII века оказалась качественной и прочной, а печать — очень четкой. Традиционная реставрация подразумевает полный демонтаж книги и обработку по отдельным листам с последующим их сшиванием в книжный блок. Однако в случае Псалтыри решили сохранить целостность книги в том виде, какой она до нас дошла, не расплетая, оставив аутентичное шитье блока. 

«Был разработан метод промывания в боксе с отверстиями на разных высотах, через которые постоянно подавалась фильтрованная вода, — говорит реставратор. — Остатки ила, водорослей, песка дополнительно удаляли мягкими кистями. Книжный блок помещался несколько раз в боксы с водно-спиртовым раствором различной концентрации. Затем каждый лист просушивался методом конвективной (воздушной) сушки в сочетании с диффузионной сушкой путем прокладывания книжных страниц фильтровальной бумагой. Просушенные доски обложки установлены на место, на них вернули оригинальную переплетную кожу. Заново изготовили только отсутствующие элементы металлических замков — они нужны, чтобы не давать блоку деформироваться».

Псалтырь будет передана в Музей истории Кронштадта. 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
5
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
6
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
Марокканский период, не столь уж и долгий — всего несколько месяцев в общей сложности, сделал Анри Матисса именно тем художником, которого впоследствии узнал и запомнил весь мир. В книге Джеффа Кёлера в подробностях рассказано о том, как это было
29.08.2025
Как Марокко изменило Матисса в период творческого кризиса
7
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+