18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло

В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье

Фрагмент фрески «Дева Мария со служанкой». Фото: Divisione La Repubblica/GEDI Gruppo Editoriale S.p.A.
Фрагмент фрески «Дева Мария со служанкой».
Фото: Divisione La Repubblica/GEDI Gruppo Editoriale S.p.A.

В романской базилике Санта-Мария Ассунта (Успения Девы Марии) на острове Торчелло, знаменитой хорошо сохранившимися византийскими мозаиками XI–XII веков, обнаружены фрагменты фресок, датируемых IX–X столетиями. Они находились высоко под крышей, на стенах и под сводами, скрытые каменной кладкой еще в Средние века, и об их существовании никто даже не подозревал. На одном фрагменте фрески изображена Дева Мария со служанкой, на другом — сцена из жития святого Мартина. В изображения включены пояснительные тексты, шрифты которых характерны для раннего Средневековья. Сейчас вместе с археологами и искусствоведами их изучают палеографы из венецианского Университета Ка’Фоскари.

Северо-западный фасад базилики Санта-Мария Ассунта. Фото: Till Niermann
Северо-западный фасад базилики Санта-Мария Ассунта.
Фото: Till Niermann

Специалисты уверены, что эти фрески, как и другие находки и результаты исследования стен и грунтов базилики внутри и снаружи, дают ценные сведения об истории строительства храма, внутренняя структура и размеры которого не раз менялись на протяжении VII–XI веков. Так, при раскопках для определения разных временных наслоений рядом с барочным алтарем близ ризницы было обнаружено два великолепных скульптурных фрагмента IX века, которые могут дать представление об архитектурном декоре и о том, как выглядела ниша алтаря в ту эпоху.

Реставрационные работы в базилике Санта-Мария Ассунта. Фото: Divisione La Repubblica/GEDI Gruppo Editoriale S.p.A.
Реставрационные работы в базилике Санта-Мария Ассунта.
Фото: Divisione La Repubblica/GEDI Gruppo Editoriale S.p.A.

Археологические исследования и реставрационные работы в базилике ведутся с 2019 года под эгидой Главного управления по охране объектов культурного и археологического наследия Венеции и при финансовой поддержке неправительственной организации Save Venice.

Самое читаемое:
1
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
Главный проект ГМИИ им. А.С.Пушкина этой осени занимает пространство в обоих зданиях музея на Волхонке. На одной выставке Испания показана такой, какой ее видели собственные художники, на другой — через призму романтического восприятия русских авторов
09.11.2023
Сразу две испанские выставки идут в Пушкинском музее
2
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
В Петербурге скончался искусствовед, куратор, писатель, знаток и исследователь итальянского искусства, старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа, хранитель итальянской гравюры Аркадий Ипполитов. Ему было 65
08.11.2023
Зельфира Трегулова вспоминает Аркадия Ипполитова
3
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева
08.11.2023
Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади
4
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
Выставка «Свет» оттеняет подход музея к современному искусству: ведя зрителей по пути самопознания (от бытовых светильников к божественному свету), авторы экспозиции обещают рассеять мрак сожаления и привести «к избавлению и спокойствию»
23.11.2023
Хорошо бродить по «Свету»: Новая Третьяковка обращается к метафизике
5
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
В течение всего пяти лет «коллекционеру-вундеркинду» удалось сформировать превосходное собрание советского послевоенного и современного искусства. Сейчас Антон Козлов активно покупает молодых художников и мечтает продолжить коллекцию до 2057 года
09.11.2023
Антон Козлов: «Самое интересное — покупать своих современников»
6
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
В Нижнем Новгороде открылась выставка «Горизонт», приуроченная к недавнему 90-летию Эрика Булатова, классика отечественного искусства. Реализации проекта содействовали музеи, но его основа и ударная сила — произведения из частных коллекций
13.11.2023
Горизонт условный, а художник — настоящий: юбилейная выставка Эрика Булатова
7
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Нелегко анализировать рынок работ художницы, главные произведения которой — это перформансы, связанные с ее собственным телом. Могут ли стать объектом коллекционирования фото и видеофиксация или право на повтор перформанса?
29.11.2023
Марина Абрамович: от бесценного — к дорогому
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2023 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+