Самые древние фрески в Венеции и Венецианской лагуне обнаружены на Торчелло

В базилике Санта-Мария Ассунта на острове Торчелло в ходе реставрации специалисты нашли фрагменты фресок IX–X столетий, заложенных еще в Средневековье

Фрагмент фрески «Дева Мария со служанкой». Фото: Divisione La Repubblica/GEDI Gruppo Editoriale S.p.A.
Фрагмент фрески «Дева Мария со служанкой».
Фото: Divisione La Repubblica/GEDI Gruppo Editoriale S.p.A.

В романской базилике Санта-Мария Ассунта (Успения Девы Марии) на острове Торчелло, знаменитой хорошо сохранившимися византийскими мозаиками XI–XII веков, обнаружены фрагменты фресок, датируемых IX–X столетиями. Они находились высоко под крышей, на стенах и под сводами, скрытые каменной кладкой еще в Средние века, и об их существовании никто даже не подозревал. На одном фрагменте фрески изображена Дева Мария со служанкой, на другом — сцена из жития святого Мартина. В изображения включены пояснительные тексты, шрифты которых характерны для раннего Средневековья. Сейчас вместе с археологами и искусствоведами их изучают палеографы из венецианского Университета Ка’Фоскари.

Северо-западный фасад базилики Санта-Мария Ассунта. Фото: Till Niermann
Северо-западный фасад базилики Санта-Мария Ассунта.
Фото: Till Niermann

Специалисты уверены, что эти фрески, как и другие находки и результаты исследования стен и грунтов базилики внутри и снаружи, дают ценные сведения об истории строительства храма, внутренняя структура и размеры которого не раз менялись на протяжении VII–XI веков. Так, при раскопках для определения разных временных наслоений рядом с барочным алтарем близ ризницы было обнаружено два великолепных скульптурных фрагмента IX века, которые могут дать представление об архитектурном декоре и о том, как выглядела ниша алтаря в ту эпоху.

Реставрационные работы в базилике Санта-Мария Ассунта. Фото: Divisione La Repubblica/GEDI Gruppo Editoriale S.p.A.
Реставрационные работы в базилике Санта-Мария Ассунта.
Фото: Divisione La Repubblica/GEDI Gruppo Editoriale S.p.A.

Археологические исследования и реставрационные работы в базилике ведутся с 2019 года под эгидой Главного управления по охране объектов культурного и археологического наследия Венеции и при финансовой поддержке неправительственной организации Save Venice.

Самое читаемое:
1
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказала о том, каким видит музей в будущем, об идеальной выставке и почему картины Михаила Врубеля вызывают интерес у зрителей от Казани до Осло
22.09.2021
Зельфира Трегулова: «Сейчас в музее нам нужны более сильные эмоции и впечатления»
2
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
Гигантская монографическая выставка Михаила Врубеля в Новой Третьяковке станет важным этапом в познании его наследия. На ней встретятся три «Демона» и впервые будет показано такое количество поздней графики
05.10.2021
Выставка Врубеля в Третьяковке соединит разрозненные циклы и разрезанные картины
3
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
В Париже открылся последний грандиозный проект Христо и Жанны-Клод — упакованная Триумфальная арка. Оказывается, работа над ним шла полвека. Показываем, как это было
24.09.2021
Как проектировали упаковку Триумфальной арки
4
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
Перед реконструкцией главного здания Пушкинского музея в нем решились на большой эксперимент
07.10.2021
Жан-Юбер Мартен перемешает коллекцию ГМИИ
5
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
Сандро Боттичелли сейчас второй среди старых мастеров по цене после Леонардо да Винчи. Как правило, главные шедевры таких гениев давно в музеях, и каждое появление их произведений на рынке становится сенсацией
08.10.2021
Как появляются на арт-рынке работы Боттичелли и за сколько продаются
6
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
«Муж скорбей» появится на январских торгах с предварительной оценкой в $40 млн. Картина обрела авторство Боттичелли благодаря недавней переатрибуции, а до этого считалась работой его учеников
07.10.2021
Sotheby’s выставил на аукцион позднюю картину Боттичелли
7
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
В Фонде Louis Vuitton 22 сентября открывается выставка собраний Ивана и Михаила Морозовых. Сурия Садекова, завотделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказала о коллекции, проекте и организационных подвигах
21.09.2021
Сурия Садекова: «Люди открывают личность, которую не знали»
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+