18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Коломна: авангардное искусство в древнем городе

№83
Материал из газеты

Коломна — популярное туристическое место, старый город с многочисленными музеями, но самый привлекательный для любителей искусства — это Музей органической культуры

В Коломне Московской области на 140 129 жителей приходится более 20 музеев. Кажется, что там музеефицировано почти все: от трамваев до самовара, от пожарной каланчи до футбола, от купеческих торговых лавок до старых игрушек. Ну и с большим почетом представлена музеем очень вкусная коломенская пастила. В тени изобилия развлечений можно и не заметить художественные музеи, а они во многом уникальны и стоят поездки в этот старинный русский город.

Строго говоря, художественный музей в Коломне один, называется он «Музей органической культуры», но состоит из трех подразделений: Музея искусств ХХ–ХХI веков, Музея российской фотографии и Музея традиции. Все они интересны, и каждый по-своему замечателен. Музейный комплекс был создан по инициативе искусствоведа, исследователя русского авангарда и главного специалиста по органическому искусству Аллы Повелихиной и Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. Его игуменья Ксения (Зайцева) и сама своего рода местная достопримечательность. Она возродила не только монастырь, но и культурную жизнь города, привлекла к ней творческую интеллигенцию двух столиц.

Музей искусств ХХ–ХХI веков, в сущности, музей русского авангарда, но находится в усадьбе купца Львова — деревянном одноэтажном доме с резными наличниками и принадлежащем ему дворе. Конфликт старинного провинциального здания с порвавшим с традицией искусством, находящимся внутри него, очевиден, но придает музею своеобразие и специфический русский шарм.

В постоянной экспозиции здесь прежде всего можно узнать о теории Михаила Матюшина, художника, мистика, философа и композитора, создателя органики — художественного метода и одного из направлений русского авангарда. Система, по которой Матюшин обучал студентов петроградского Государственного института художественной культуры (Гинхук) в начале 20-х годов прошлого века, называлась «Зорвед. Расширенное смотрение» (сокращение от «зрение» + «ведание»). Цветовая таблица каплевидной формы под названием «Прибавочный элемент. Взаимоотношение формы и цвета» открывает экспозицию музея, где есть еще несколько картин и рисунков художника разного времени: «Сон», «Пейзаж» («Вхождение сфер»), «Стог сена», а также большая коллекция корней и сучков, которые Матюшин собирал, считая, что в них и есть идеальное сочетание природного движения материи к форме. Один из залов посвящен футуристической опере Матюшина, Алексея Крученых и Казимира Малевича «Победа над Солнцем».

Кроме работ самого Матюшина и рисунков его жены Елены Гуро, в музее представлено творчество его учеников, в том числе большая коллекция живописи Владимира Стерлигова. Несколько залов отданы художникам, в разное время продолжавшим и развивающим идеи русского авангарда: Варваре Бубновой, Николаю Вечтомову, Франциско Инфанте, Алексею Костроме. Персональный музей в музее — залы с холстами Димы, наивного авангардиста Дмитрия Ракитина.

Во дворе можно увидеть две выдающиеся выставки. «Барак» Андрея Красулина, на досках которого выжжены строки Осипа Мандельштама, и бронзовые модели неосуществленных памятников поэту производят сильное впечатление как истинная трагедия. Большая выставка Вячеслава Колейчука «Легко!» расположена в крытом павильоне и на воздухе. Нигде больше не было такого полного представления кинетических, оптических и музыкальных конструкций этого замечательного художника-изобретателя.

Музей российской фотографии и Музей традиции тоже должны поддерживать общую программную идеологию «мира как органического целого». В первом есть большая библиотека книг, альбомов и каталогов по искусству и фотографии. Во втором можно увидеть не только работы наивных художников, но и фильмы о них.

Как и во всех малых городах, в Коломне есть крае­ведческий музей, похожий на многих своих собратьев: большой природный раздел с неизбежными чучелами местной фауны, археологические находки, история города, бытовые предметы разных веков, мебель, посуда и так далее. Филиал краеведческого музея — усадьба купцов Лажечниковых, родовое гнездо писателя Ивана Лажечникова. Здесь подробно рассказывают о жизни автора исторического романа «Ледяной дом», а заодно о своеобразном быте и крутых нравах местного купечества, поскольку блестяще образованный Лажечников был потомком богатейших коломенских купцов.

Еще один музей быта, но уже советского, 1960-х годов, — «Арткоммуналка. Ерофеев и другие». Расположена она в доме, где был гастроном, в винном отделе которого работал грузчиком писатель Венедикт Ерофеев. «Арткоммуналка» не только музей (заметим, малоэстетичный), но и резиденция для писателей и художников.

Сама Коломна сохранила и исторические здания, и приятный провинциальный колорит, и свой кремль — «памятник архитектуры и фортификационных сооружений», как пишут путеводители. Сегодня можно увидеть большие фрагменты его мощных каменных стен и семь сторожевых башен, построенных в XVI веке, как предполагают, привезенными московскими итальянцами Алевизом Новым (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) и Петроком Малым. Сохранившиеся строения каменного кремля стоят на месте древних деревянных построек, отражавших многочисленные набеги ханов Золотой Орды. Самую высокую — Троицкую — башню называют Маринкиной, в память о заточении в ней авантюристки Марины Мнишек. Центр Коломенского кремля, как и Московского, — Соборная площадь с кафедральным Успенским собором XVII века. Здесь же стоит несколько храмов и два монастыря. Свято-Троицким Ново-Голутвиным монастырем управляет деятельная игуменья Ксения; в лавке при нем продают сувенирную керамику, сделанную послушницами. Коломна — город ухоженный, зеленый, с цветниками и клумбами. И хотя нельзя назвать его особенно богатым на древние памятники, в нем много интересного и ничуть не скучно. 


Музей искусств ХХ–ХХI веков

Художественный музей, основная часть коломенского Музея органической культуры. Здесь представлены произведения художников, так или иначе представляющих органическое направление в искусстве. Прежде всего его основателя Михаила Матюшина, его жены Елены Гуро и учеников: Владимира Стерлигова, Бориса, Ксении и Марии Эндер. В музее также можно увидеть коллекцию работ художника Димы (Дмитрия Ракитина), выставку Андрея Красулина, посвященную Осипу Мандельштаму, большую выставку Вячеслава Колейчука. 
Кремль, ул. Казакова, д. 10

Музей российской фотографии

Небольшой музей, в основе которого частные коллекции. В постоянной экспозиции «Исторические страницы российской фотографии» представлены дагеротипы, работы фотографов императорского двора и пикториалистов, снимки известных советских и современных мастеров. Дополняет экспозицию коллекция фототехники. В музее большая библиотека, ведется научно-исследовательская деятельность, издан трехтомный справочник под редакцией Анатолия Попова «Российские фотографы (1839–1930)», регулярно проходят выставки. 
Кремль, ул. Исаева, д. 19

Музей традиции

Музей традиции открылся всего четыре года назад. В его постоянной экспозиции «Художники, наивно увидевшие мир!» собраны работы таких замечательных художников-самоучек, классиков отечественного наивного искусства, как Елена Волкова, Павел Леонов, Любовь Майкова, Катя Медведева. Здесь же можно увидеть записи интервью с художниками, большинство из которых имеют собственное представление о задачах искусства. Также в музее есть собрания археологических находок и произведений народных промыслов.
Кремль, ул. Казакова, д. 6

Арткоммуналка

Музей-резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» был открыт 1 декабря 2011 года — в тот же день в 1962 году Никита Хрущев посетил выставку в Манеже и возмутился работами художников-модернистов. Так что в музее воспроизведена не только типичная обстановка коммунальной квартиры, но и сделан акцент на «кухонном» диссидентстве. Символом свободного человека в несвободном государстве стал писатель Венедикт Ерофеев. Арткоммуналка предоставляет годичные гранты на проживание художникам и писателям.
Ул. Октябрьской Революции, д. 205

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+