18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Гибридный арт проект Cosmodreams Марины Федоровой

Еще год без Политеха

Полное завершение реконструкции и ввод в строй Политехнического музея в Москве отложены как минимум до следующего лета

Открытие исторического здания на Лубянской площади перенесено на 2021 год — сообщила пресс-служба Политехнического музея. Ранее планировалось, что музей будет сдаваться в эксплуатацию поэтапно на протяжении 2020 года, а первых посетителей готовились принять в декабре. «Но жизнь внесла свои коррективы в наши планы, — говорится в сообщении пресс-службы. — Совместно с Министерством культуры РФ, попечителями и партнерами команда Политеха продолжает активную подготовку к запуску и усиленно работает над тем, чтобы открытие музея, которого все так ждут, состоялось к лету 2021 года».

Среди причин, заставивших в очередной раз изменить планы, названа пандемия COVID-19. Хотя нынешний перенос даты открытия отнюдь не первый: срок окончания реконструкции с реставрацией сдвигался уже несколько раз начиная с 2016 года. Объективности ради стоит заметить, что речь идет не о косметическом ремонте, а о внушительной архитектурной перепланировке — не только самого здания, построенного в 1877 году, но и городской среды вокруг него. Конкурс на проект реконструкции этой территории в 2011 году выиграл японский архитектор Дзюнья Исигами, обладатель «Золотого льва» Венецианской биеннале. Он предложил концепцию «музейного парка», подразумевавшую перетекание подземных галерей в наземную пешеходную зону с амфитеатром, предназначенным для публичных событий, и зелеными насаждениями. За адаптацию замысла к московским реалиям взялось бюро Wowhaus. Реконструкция началась в 2013 году, а музей временно обосновался на других площадках — на ВДНХ и на территории технополиса «Москва» в Зеленограде.

Несмотря на основательную модернизацию прилегающих общественных пространств и самой музейной начинки, фасады исторического здания не должны были претерпеть больших изменений, поскольку с 1991 года Политех обладает статусом особо ценного объекта культурного наследия Российской Федерации. К реставрационной части работ, экстерьерных и интерьерных, привлечены сотни специалистов. Например, еще в сентябре 2019-го завершилась реставрация северного фасада, где были восстановлены утраченные в 1930-е годы элементы декора — горельеф с изображением Георгия Победоносца и панно из триптиха «Аллегория хозяйственного труда». Обещано восстановление и легендарной Большой аудитории, когда-то собиравшей аншлаги на выступлениях футуристов и поэтов эпохи оттепели. Тем не менее бережное отношение к историческому антуражу не исключало капитальных переделок — от замены фундамента (новый залегает гораздо глубже прежнего) до увенчания внутренних дворов стеклянными куполами.

Переустройство формы повлечет за собой и изменения в содержании. Вместо привычного научно-технического музея, демонстрирующего коллекцию раритетов, предполагается создание музейно-просветительского центра. Хотя историческая часть постоянной экспозиции здесь не отменяется, акцент все же предполагается сделать на интерактивности, цифровых форматах и действующих лабораториях. Причем, по сообщению пресс-службы музея, концепция совершенствовалась вплоть до самого последнего времени — и особенно активно в период самоизоляции. «Политех полностью пересмотрел подход к публичной и образовательной программе, планы по запуску цифровых проектов, работу команды и многое другое. Мы успешно перевели в онлайн проект „Университет детей“ и инклюзивную программу „Разные люди — новый музей“», — гласит пресс-релиз.

Ожидается, что уже нынешним летом будут запущены новый сайт и мобильное приложение Политеха, а в начале осени музей представит обновленную версию образовательной онлайн-платформы и расскажет о предстоящей публичной программе.

Самое читаемое:
1
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
Работы над одним из важнейших шедевров художника, находящихся в России, длились четыре года. Их результаты представили на выставке в Аполлоновом зале Зимнего дворца
23.12.2025
«Жертвоприношение Авраама» Рембрандта отреставрировали в Эрмитаже
2
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
5
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
6
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+