18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Последних работ Рафаэля прибавилось

В ходе реставрации фресок капеллы Киджи в римской церкви Санта-Мария делла Паче, возможно, обнаружена еще одна работа Рафаэля

Над созданием фрески, изображающей четырех сивилл в окружении ангелов, над входной аркой капеллы Рафаэль работал в 1513–1514 годах. Эта капелла, посвященная другу и покровителю художника — сиенскому банкиру Агостино Киджи, в небольшой римской церкви Санта-Мария делла Паче, знаменитой также клуатром по проекту Донато Браманте и барочным фасадом Пьетро да Кортона, известна как одна из последних работ великого мастера; заканчивали ее его ученики.

В феврале 2019 года по инициативе Антонио Форчеллино, архитектора, реставратора и признанного эксперта по эпохе Возрождения, автора двух монографий о Рафаэле, в капелле Киджи начались реставрационные работы. «Когда я занимался римским периодом Рафаэля, в том числе историей его дружбы с Агостино Киджи, в то время самым могущественным банкиром Европы, я много думал и о фресках в капелле Киджи. Уже в начале XVII века они пребывали в неважном состоянии из-за постоянной сырости. Непосредственно под церковью протекали грунтовые воды, которые осушили только 25 лет назад», — рассказал реставратор итальянской газете Corriere della Sera. Найдя частных спонсоров и получив согласие городских властей, Форчеллино тут же приступил к работам по очистке и закреплению фресок, взобравшись на 14-метровые леса и продвигаясь в день, по его словам, «буквально на два квадратных сантиметра».

В марте 2020 года из-за карантина работы пришлось приостановить, зато в мае, после их возобновления, реставратора ждало настоящее открытие. «Две пилястры по бокам фрески практически всегда были покрыты штукатуркой. Когда я начал ее удалять, сначала проступило золото, самый красноречивый символ богатства Агостино Киджи, а затем, постепенно, на левой пилястре — и декор в стиле гротеска с изображением сатира с корзиной». Это открытие дает основание предположить, что по замыслу Рафаэля сценография фрески начиналась с «двойных пилястр», совмещенных реальных и иллюзорных, — приема, который позже полюбили художники барокко. Форчеллино уверен, что обнаружение «двойных пилястр» позволяет не соглашаться с теми историками искусства, которые считают, что Рафаэль не завершил работу над фреской. «Это открытие важно потому, что речь здесь идет о последнем творении великого мастера», — заключает реставратор.

Интересно, что в мае же в зале Константина в Ватикане были обнаружены две фигуры, созданные Рафаэлем, хотя прежде считалось, что зал полностью расписан мастерами его школы по эскизам.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+