18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Наследие Рафаэля пополнилось двумя фигурами

Аллегории Правосудия и Дружбы в зале Константина в станцах Рафаэля в Ватикане оказались написанными рукой самого мастера. Это удалось доказать в результате проведенной расчистки росписей

В Музеях Ватикана завершена реставрация последней работы Рафаэля, созданной художником перед смертью, — росписей в зале Константина, сообщает издание Vatican News.

Росписи были опознаны как произведение Рафаэля в ходе реставрации, начатой в Ватиканском дворце в 2015 году. О том, что там есть какие-то работы Рафаэля, еще не учтенные историками искусства, было известно давно. Вазари указывал, что Рафаэль где-то в ватиканских интерьерах написал две фигуры, экспериментируя с масляными красками. Но, что это за фигуры и где они, никто не знал. Только в 2017 году, когда реставраторы начали освобождать от слоя темной и пыльной патины стены зала Константина, они установили, что фигуры Правосудия и Дружбы тут написаны именно маслом — в отличие от других персонажей стенописи, выполненных в традиционной фресковой технике. Авторство Рафаэля подтвердило и изучение манеры мазка. Аллегории, очевидно, были созданы около 1519 года, незадолго до смерти художника, и являются его последними работами. Ранее считалось, что все фрески в зале написаны мастерами школы Рафаэля по его эскизам, в частности Джулио Романо и Джанфранческо Пенни.

В зале Константина, как сообщает Vatican News, были проведены реставрационные работы на трех стенах размером 18х12 м при высоте 13 м. Расчистка четвертой стены продолжится этим летом. Реставрацией фрескового комплекса, в который входят аллегорические фигуры Правосудия и Дружбы, занималась лаборатория реставрации Музеев Ватикана. Были использованы усовершенствованные методы расчистки, чтобы позволить как можно яснее продемонстрировать тонкую колористическую гамму, присущую Рафаэлю. В предыдущие века никто не заподозрил, что мастер является автором этих фигур, именно из-за потемнения красок, которыми они были написаны. Как предполагают итальянские ученые, Рафаэль, видимо, собирался расписать весь зал Константина маслом, но, успев создать только две фигуры, умер 6 апреля 1520 года. После этого его ученики не решились продолжить эксперимент и закончили роспись помещения по его картонам, но используя безопасную и надежную старинную фресковую технику.

Результаты реставрации должны были быть представлены 20 апреля на международной конференции, посвященной 500-летней годовщине со дня смерти Рафаэля, однако из-за пандемии коронавируса мероприятие отменили. В итоге презентация росписей прошла 13 мая в камерном формате, в присутствии директора Музеев Ватикана Барбары Ятты и двух десятков экспертов и ученых. В дальнейшем, когда Музеи Ватикана снова откроются для туристов, эти работы станут доступными для обозрения.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
5
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
6
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
7
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+