18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Пещерный конфликт

Назначение нового директора музея-заповедника «Дивногорье» завершило затянувшийся конфликт между коллективом музея, Воронежской епархией и областной администрацией

Директором Природного, архитектурно-археологического музея-заповедника «Дивногорье» в Воронежской области назначена Елена Клёпова; ее предыдущим местом работы был Историко-культурный центр «Дворцовый комплекс Ольденбургских», где она занимала пост заместителя директора. Этому назначению предшествовал длящийся больше года конфликт между коллективом музея и местными властями, в том числе воронежским губернатором Александром Гусевым.

Музей-заповедник «Дивногорье» в Лискинском районе Воронежской области расположен в уникальном и очень красивом месте на слиянии рек Тихая Сосна и Дон. Местный ландшафт сформирован меловыми породами, оставшимися от высохшего миллионы лет назад озера. Главная достопримечательность здесь — «дивы», меловые скалы, в которых сохранились пещеры, галереи и храм Сицилийской иконы Божьей Матери, вырытые в прошлом, и нельзя сказать точно, когда именно.

Первое упоминание об этой иконе относится к 1831 году, когда она чудесным образом была явлена в пещерном храме. До начала 1930-х годов в нем служили монахи Дивногорского Свято-Успенского монастыря. Потом монастырь был закрыт, а территория, где он находился, постепенно пришла в запустение. В 1991 году тут был открыт музей-заповедник, со временем превратившийся в одну из главных достопримечательностей области. В 2016 году «Дивногорье» получило статус объекта культурного наследия федерального значения.

Три года назад возрожденный Дивногорский Свято-Успенский монастырь начал добиваться передачи ему храма Сицилийской иконы Божьей Матери. В марте прошлого года стало известно, что эта передача может состояться. С готовящегося местными властями решения передать храм, находящийся в ведении музея, и начались конфликты, имевшие большой резонанс в прессе.

Музей решительно не хотел передавать свой центральный объект, привлекающий особое внимание экскурсантов, объясняя, что условия его сохранности монастырь обеспечить не может. К тому же в церкви Сицилийской иконы Божьей Матери и так регулярно совершались богослужения. Руководство «Дивногорья» получило поддержку музейного сообщества.

Именно несогласием с передачей пещерного храма местные журналисты объясняли решение покинуть свой пост основательницы музея-заповедника и его директора на протяжении 28 лет Марины Лыловой. При ней «Дивногорье» превратилось в центр активного туризма, были созданы экскурсионные маршруты по археологии, природе и истории места. Музей готовил документы для включения «Дивногорья» в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Четырежды он получал гранты от Фонда Владимира Потанина на развитие различных программ.

С уходом Лыловой в апреле прошлого года исполняющей обязанности директора музея-заповедника стала ее заместитель Софья Кондратьева. Она проработала здесь 11 лет, была автором многих начинаний. В апреле 2018 года Владимир Путин вручил ей президентскую премию за воплощение инновационных музейных проектов. Она автор научных статей об эпохе палеолита и пещерной архитектуре. Естественно, что Кондратьева была главным претендентом на пост директора «Дивногорья». Но 27 мая 2020 года Департамент культуры Воронежской области назначил на эту должность Елену Клёпову.

С этого момента борьба за храм перешла в борьбу за Кондратьеву. Тем более что решение о передаче церкви епархии было приостановлено. Сотрудники «Дивногорья» написали открытое письмо министру культуры РФ Ольге Любимовой, воронежскому губернатору Александру Гусеву и руководителю областного департамента культуры Марии Мазур. Они просили назначить руководителем «Дивногорья» Софью Кондратьеву, поскольку она много сделала для музея, знает его специфику и успешно справлялась с исполнением обязанностей директора в течение года. Сама Кондратьева объявила, что уйдет из музея, если в него придет новый директор. В результате новый директор назначена, а Кондратьевой запрещено давать интервью без согласования с местным департаментом культуры.

Завершающим событием в истории с назначениями стала прошедшая 5 июня видеоконференция министра культуры Ольги Любимовой и губернатора Александра Гусева. Как написано в сообщении на портале министерства, они «детально обсудили ситуацию, связанную с кадровыми назначениями в музее-заповеднике „Дивногорье“». Новый директор музея приступила к своим обязанностям. Клёпова — противница передачи музейного храма Воронежской епархии, и она надеется, что Кондратьева не покинет «Дивногорье».

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
08.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+