18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Исторические номера гранд-отеля «Европа» носят имена Игоря Стравинского, Федора Достоевского и Карла Фаберже

Я пишу про отели, в том числе исторические гранд-отели, чья история тесно переплетается с историей буржуазных путешествий, уже довольно много лет. За все пройденные годы в моей тематической библиотеке собралось немало книг, посвященных самым различным отельным вопросам. Есть среди них и примечательное репринтное французское издание начала XX века, содержащее справочные материалы о самых достойных гостиницах Европы. От Российской империи в благородном списке тогда оказались лишь две гостиницы: это петербургская «Европа» и московский «Метрополь». Обе и сегодня выступают в роли истинных знаменитостей, и даже дело не в том, что они почтенны, красивы, благородно стары, а скорее в том, что сами по себе уже давно являются музеями. Хотя бы музеями старого буржуазного быта. Ведь исторический отель — это не только мраморное лобби, патинированные скрипучие лифты, антикварные фарфор, фаянс и серебро, но и особый уклад жизни, в своем жанре церемония.

Гранд-отель «Европа», отремонтировавший в прошлом году свой необарочный фасад с пухлыми атлантами (фасад-то сложнейший! он выходит одновременно на Михайловскую улицу и на Невский проспект), начал функционировать как гостиница в 1875 году. Но для того, чтобы разместить здесь гостей, тогдашним владельцам пришлось существенно переделать его: первые архитектурные такты здания были произведены в 1824 году при участии великого Карла Росси. Вот как вспоминал о появлении гостиницы «Европейской» современник: «Это были роскошно декорированные 260 нумеров, которым были даны хорошие размеры. Кроме того, там имелись кондитерское и коптильное производства, производство фруктовых вод и пищевого льда, магазин, винный погреб, выездные экипажи, прачечная, парикмахерская, сапожная и портновская мастерские. Всегда к услугам была группа переводчиков со всех языков мира». Иными словами, петербургская «Европейская» позиционировала себя как очень современная, по-настоящему европейская гостиница. «Здесь соединено все блестящее, драгоценное, роскошное, все, чем только и может пощеголять петербургская торговля и промышленность», — констатировал сей положительный факт петербургский историк тех лет Владимир Михневич.

Особо стоит отметить творческий вклад в «Европейскую» знаменитого архитектора Петербурга Федора Ивановича Лидваля. Именно опытный Лидваль окончательно завершил облик здания и нанес последние зодческие штрихи к необарочному фасаду работы архитектора Людвига Фонтана. Более того, Лидваль смог необычайно органично вписать «Европейскую» в классический архитектурный ансамбль Ми хайловской улицы. Сегодня один из исторических сьютов второго этажа носит имя петербургского архитектора: это парадный и эффектный номер в неоготическом стиле (сьют Лидваль вместе с еще одним номером такого же класса — Росси — ранжируются как президентские).

Второй этаж «Европы» — это практически музейная коллекция исторических номеров, настоящий парад различных стилей и вкусов. Например, есть угловой номер Достоевский с большими окнами, выходящими одновременно и на площадь Искусств, и на Михайловскую улицу. Есть эффектный номер Фаберже, названный так в честь знаменитого ювелира, поставщика императорского двора Карла Густавовича Фаберже.

Разумеется, особенное внимание уделено царской семье: им посвящены сразу два сьюта — «морской», в сине-белых тонах, номер Императорская яхта (в честь большой яхты «Держава», спущенной на воду в присутствии императора Александра II в 1871 году), а также сьют Романов. При оформлении исторических номеров дизайнерами учитывалась также богатейшая художественная история «Европейской», где останавливались выдающиеся деятели искусства (к примеру, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, Клаудио Аббадо, Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье, Хулио Иглесиас). В числе артистических исторических номеров стоят Мариинский; Стравинский и Паваротти.

К любопытнейшим объектам «Европы» следует отнести и общественные (вернее, гастрономические) пространства, как то: парадный ресторан «Европа» с небольшой сценой и неоготическим витражом, лобби-бар, где сохранена печь с темно-зелеными изразцами и старинные дубовые панели на стенах.

Впрочем, летом этого года в «Европе» запланировали гастрономическую революцию — открытие большого ресторана паназиатской кухни Azia, концепцию и дизайн которого разработало японское бюро SuperPotato (среди российских клиентов этой достойной компании — заведения Аркадия Новикова, а именно московский «Недальний Восток» и лондонский Novikov Restaurant & Bar).

Стоит подчеркнуть, что упомянутые гастрономические преобразования — это часть огромного проекта по дальнейшему эволюционному развитию исторической гостиницы. Второй этаж южного крыла петербургского гранд-отеля будет подвергнут нежной реконструкции, по итогам которой из 19 обычных номеров дизайнеры сделают шесть президентских люксов. Это будет пополнение в коллекции уже существующих исторических сьютов, однако на этот раз стиль будет не дворцовым историческим, а в духе легендарных работ русского авангарда.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
3
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
4
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
5
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
Огромная фотография лейб-гвардии 3-й артиллерийской бригады раскрывает свои секреты в процессе реставрации. Сохранность этого отпечатка из саратовского музея оставляет желать лучшего, но изначальный кадр обладал почти идеальным качеством
18.08.2025
Возвращение имен и лиц: служили 1118 товарищей в одном и том же полку
6
Государственный центр современного искусства: конец истории
Балтийский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина завершил свою работу, в конце года закроются еще два филиала из состава экс-ГЦСИ. Как все будет теперь, рассказала директор Пушкинского Ольга Галактионова, а мы вспоминаем эту историю с начала до финала
28.08.2025
Государственный центр современного искусства: конец истории
7
Русские гении как французские борцы
Пожалуй, это самый крупноразмерный автопортрет в русском искусстве, однако это не главное его достоинство. Он ярко иллюстрирует историю советского коллекционирования
22.08.2025
Русские гении как французские борцы
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+