18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Христо умер, не увидев своей последней работы

Христо, прославившийся вместе с женой Жанной-Клод грандиозными инсталляциями — упаковками островов и зданий, скончался в Нью-Йорке в возрасте 84 лет «по естественным причинам»

Христо Владимиров Явашев родился в Болгарии, в городе Габрово, 13 июня 1935 года — в один день со своей будущей женой и соавтором Жанной-Клод де Гийебон, которая родилась в Марокко. С 1953 по 1956 год Христо учился в софийской Национальной художественной академии, затем недолго в венской Академии изобразительных искусств, а в 1958 году перебрался в Париж, где стал зарабатывать на жизнь портретами на заказ. С Жанной-Клод он познакомился, как раз когда писал портрет ее матери. Их первой совместной работой стала композиция из нефтяных бочек в морском порту Кельна в 1960 году. Двумя годами позже, в 1962-м, они сложили из бочек «Железный занавес» в Париже, перегородив им улицу Висконти рядом с Сеной в знак протеста против возведения Берлинской стены.

Со временем их проекты становились все более и более грандиозными. Христо и Жанна-Клод прославились гигантскими инсталляциями, когда они обертывали в разные материалы целые сооружения и ландшафты, как мост Пон-Неф в Париже в 1985 году и Рейхстаг в Берлине десятью годами позже. «…Подобно классической скульптуре, наши обернутые объекты не просто здания — они двигаются вместе с ветром, они дышат, — говорил Христо в интервью нашей газете. — Ткань очень легкая и завораживающая, она как кожа».

Инсталляции знаменитой пары за десятилетия принимали самые разные формы. В Центральном парке в Нью-Йорке художники расставили более 7,5 тыс. ворот, задрапированных в яркую развевающуюся ткань («Ворота», 1979–2005). Они разместили тысячи желтых и синих зонтиков одновременно в двух долинах — в Японии и в Калифорнии («Зонтики»,1984–1991), обернули 11 островов в заливе Бискейн во Флориде в ярко-розовые «нимбы» из полипропилена («Окруженные острова», 1980–1983), проложили желтую плавучую дорогу для зрителей по водам итальянского озера Изео («Плавучий пирс», 2014–2016).

Жанна-Клод умерла от аневризмы мозга в 2009 году, но даже после ее смерти Христо указывал ее своим соавтором. Сын пары Кирилл Христо — фотограф, режиссер и борец за права животных.

Недавно Христо вернулся к старым проектам с нефтяными бочками и соорудил из них плавучую «Мастабу» (2018) на озере Серпентайн в Лондоне. «Мне нравится бочка как объект; это самая обычная вещь для перевозки товаров, начиная с маленьких металлических банок до огромных цистерн, — рассказывал он в недавнем интервью. — Это промышленное изделие, которое может быть самых разных цветов и форм, и вместе с тем оно чрезвычайно просто, но при этом обладает какой-то магической силой, которую трудно определить. Это экстраординарная скульптурная форма».

Христо и Жанна-Клод были известны тем, что все произведения делали на собственные средства, продавая эскизы, рисунки и прочие подготовительные материалы и иногда объявляя фандрайзинг. «Мне нравится быть абсолютно свободным, совершенно иррациональным и ни перед кем не отчитываться за то, что я люблю делать», — говорил Христо.

Любопытно, что в 2017 году художник отменил проект в Америке, который продумывал 20 лет и на который собрал $15 млн (это должны были быть почти 68 км реки в Арканзасе, укрытые серебристой тканью), так как не хотел осуществлять свой замысел при администрации Трампа.

Открытие последней грандиозной работы Христо — упакованной Триумфальной арки в Париже — из-за пандемии перенесено с июля этого года на сентябрь следующего. А выставка «Христо и Жанна-Клод. Париж!» откроется в Центре Помпиду 1 июля.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+