18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Памятка начинающему автомобильному коллекционеру

Чтобы стать коллекционером старых автомобилей, конечно, надо знать намного больше, чем рассказано в этой короткой статье. Она лишь в общих чертах знакомит читателя с темой. Тем не менее сведений, которые в ней содержатся, хватит, чтобы около десяти минут поддерживать разговор со знатоком антикварных автомобилей, сохраняя у него иллюзию, что ты свой парень.

Шасси и кузов

У большинства современных машин — несущий кузов. К нему крепится вся «начинка». Убери кузов — и от машины останется груда рассыпанныхдеталей. А машины 1920 х и 1930-х годов устроены иначе. Их кузов — это оболочка. Его можно снять, и машина сохранится как механизм. У нее не будет крыши и дверей, мотор будет обнажен, но она будет ездить. Этот «голый» автомобиль без оболочки называется «шасси».

Если шасси — это серийное промышленное изделие, то кузова старых автомобилей, наоборот, часто делали вручную, небольшими сериями или даже в единственном экземпляре, причем нередко использовали не металл, а более легкие материалы: дерево, кожу. Автомобильные производители в это время выпускали только шасси, а кузова изготавливали фирмы, которые назывались «кузовные ателье».

Начинающему коллекционеру стоит помнить, что старый автомобиль — это чаще всего результат сотрудничества двух производителей и его индивидуальная оболочка может иметь большую коллекционную ценность, чем серийное «железо».

Concours d’elegance

«Конкурсы элегантности» в России не проводятся, а за границей такие фестивали — главные площадки, где коллекционеры старых автомобилей могут похвастаться своими приобретениями. В XVII—XVIII веках «конкурсами элегантности» назывались выезды французских аристократов в парижские парки, во время которых они старались перещеголять друг друга роскошью экипажей. Потом аристократы пересели из карет в автомобили, но традиция не прервалась. Спортивная машина хорошей марки (например, Bugatti, Delage, Delahaye) с уникальным кузовом из редких материалов, изготовленным в модном кузовном ателье (например, у Фигони и Фаласки, у Марселя Пурту или у российского эмигранта Якова Савчика), была в 1930-е годы таким же предметом роскоши, как карета эпохи рококо, и молодые богачи, как и их предки, приезжали на них в парижские парки, чтобы показать друг другу и выбрать лучшую.

Позже «конкурсы элегантности» стали проводить в других странах. Сейчас самые известные проходят в Америке, на Пебл-Бич в Калифорнии и на Амелия-Айленд во Флориде. В Америке их по-прежнему называют по-французски сoncours d’elegance. Английского названия у них нет.

Постепенно эти конкурсы превратились в выставки автомобильного антиквариата. Именно там чаще всего показывают роскошные французские машины 1930-х годов, которые когда-то получали призы на парижских «конкурсах элегантности», а потом разными путями перешли в руки американских коллекционеров.

Кузовные ателье

В 1920—1930-е годы кузовные ателье были ремесленными мастерскими, которые вручную изготавливали кузова, часто по индивидуальному заказу. Лучшие из них находились во Франции. В послевоенное время кузов превратился в такую же часть автомобильной конструкции, как двигатель и подвеска. Машину стали целиком делать на одном заводе.

Соответственно, кузовные ателье трансформировались в дизайнерские бюро, где проектировали внешний облик автомобиля. Это сделало их бизнес интернациональным: пачку проектной документации можно отправить по почте хоть за океан.

В 1950—1960-е годы тон в автомобильной индустрии задавали американцы, но лучшие автомобильные дизайнеры жили в Италии. Американские заводы часто с ними сотрудничали. Облик многих машин,
которые в это время производились в США, был придуман в туринских нских кузовных ателье.

С 1950-х годов начинается долгий расцвет итальянского автомобильного дизайна. В общем, он продолжается до сих пор. Самые известные из современных кузовных ателье (Ghia, Pininfarina, Bertone, ItalDesign) — итальянские. Их названия — бренды, может быть, не такие известные, но для знающих людей не менее легендарные, чем бренды производителей: Aston Martin, Maserati, Bentley, Porsche.

Какие машины дороже

Коллекционная ценность автомобиля обратно пропорциональна его тиражности. Соответственно, больше всего ценятся машины, которые были выпущены малыми сериями или вообще не производились серийно.
Во-первых, это спортивные автомобили. Многие из них собраны из серийных деталей, но сама сборка — индивидуальная, часто с учетом анатомических особенностей гонщика. Спортивные машины, даже современные, нередко состоят из несущего шасси и кузова с индивидуальной геометрией. Во-вторых, это прототипы — опытные образцы автомобилей, которые предшествуют какой-либо серии. Они не столь удобны в эксплуатации, как серийные машины, зато других таких нет. В-третьих, концепт-кары — автомобили, созданные в единственном экземпляре как выставочные аттракционы. Строго говоря, это не настоящие машины, а макеты в натуральную величину. Даже двигатель есть не у всех. Это маркетинговые фантомы, которые создаются, чтобы познакомить публику с новыми замыслами инженеров и дизайнеров и посмотреть, как она их примет. Особенно смелые концепты делали в 1950-е годы в Америке. Некоторые из них, такие как GM Firebird III, похожи на реактивные самолеты без крыльев. Другие, как, например, Ford Nucleon, должны были иметь атомный двигатель. Фантастический дизайн у итальянских концепт-каров рубежа 1960—1970-х: Alfa Romeo Carabo с кузовом Bertone или Ferrari Modulo с кузовом дизайнера Паоло Мартини из студии Pininfarina.

Коллекционеры ценят и машины неудачных моделей, которые из-за своих недостатков были выпущены небольшими партиями, и курьезы вроде крохотных «автомобилей-пузырей», популярных во времена Суэцкого кризиса 1956—1957 годов. Автомобиль-самоделка, собранный советскими энтузиастами в гараже, может стоить больше, чем какаянибудь серийная машина престижной марки — BMW или Mercedes.

Проблема подлинности

Коллекционные машины могут участвовать во многих мероприятиях, в тех же «конкурсах элегантности», при соблюдении очень жестких условий. Например, они должны быть полностью отреставрированы: с идеально работающими механизмами, без сколов и царапин. Они должны и выглядеть и работать так, словно только что сошли с конвейера. При этом важна подлинность. Жюри «конкурсов элегантности» придирчиво выясняют, правильной ли краской покрашен автомобиль, много ли новых деталей в двигателе и не анахроничны ли они, и всегда отдадут предпочтение той машине, где старых элементов осталось больше. Проблема в том, что это недостижимый идеал. Любая старая машина в той или иной степени новодел. Ведь работающий механизм всегда изнашивается, и каждый старый автомобиль пережил несколько ремонтов. Поэтому на самых ценных не ездят. Они исправны, но без крайней нужды их хозяин не повернет ключ зажигания. Ведь машина должна работать идеально, и любое, самое незначительное повреждение влечет за собой ремонт, а значит, утрату частицы подлинности, и без того уже неполной. Поэтому самые ценные машины, сливки коллекций, в ралли ретроавтомобилей не участвуют. Чтобы их увидеть, надо ехать на Пебл-Бич.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+