18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дворец Юсуповых в Москве передан музею-усадьбе «Архангельское»

Резиденция князей Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке вернулась в федеральную собственность

Министерство культуры РФ совместно с Росимуществом провело работу по возвращению в федеральную собственность объекта культурного наследия «Палаты бояр Волковых (Дворец Юсуповых)» в Большом Харитоньевском переулке в Москве. В конце апреля ансамбль, которым Юсуповы владели с 1720-х годов вплоть до Октябрьской революции, вошел в состав Государственного музея-усадьбы «Архангельское». Таким образом, в единый музейный комплекс объединились московская и подмосковная резиденции Юсуповых.

Палаты считаются одним из самых старых гражданских зданий в Москве. По одной из версий (которой придерживается Феликс Юсупов в своих мемуарах), их возвели по указу Ивана Грозного и устроили под ними подземные ходы до Кремля, однако подтверждения этому факту нет. Точно известно, что палаты не раз перестраивались, последний раз — в русском стиле по проекту Николая Султанова в конце XIX века. А в ходе ремонта в 1920-х годах под лестницей была найдена часть несметных сокровищ знатного рода, спрятанных в тайнике покидавшим Россию Феликсом Юсуповым.

В пресс-службе Минкультуры указали, что прежние собственники дворца Юсуповых с 2005 года не принимали никаких мер, чтобы защитить здание от разрушения.

В итоге памятник попал в Красную книгу «Архнадзора» и занимает в ней одну из верхних строк в номинации «Запустение». В нем уже давно отключено отопление, подвальная часть затоплена. В Минкультуры отмечают, что «передача дворца Юсуповых в федеральное ведение позволит решить вопросы проведения необходимых ремонтно-реставрационных работ, а также дальнейшего сохранения и использования памятника». 

А «Архнадзор», в свою очередь, считает, что «смысл нынешнего решения — в том, что палаты станут наконец музеем… Новый музей будет опираться на фонды существующего, а в них хранятся вещи из самих палат. Музеефикацию проведет опытный коллектив». В ведомстве это предположение подтвердили, отметив, что во дворце появятся предметы и коллекции Юсуповых из музейных фондов.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Какие музеи привлекают больше посетителей, как сделать выставку-блокбастер, что лучше — общий билет или отдельные для каждой экспозиции, помогает ли обилие филиалов увеличить посещаемость? Все ответы в исследовании нашей газеты
03.06.2025
Ежегодный рейтинг посещаемости российских музеев демонстрирует рост
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+