18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Усадьба Архангельское отмечает 100-летие со дня превращения в государственный музей

№76
Материал из газеты

Уже целый век бывшая усадьба князей Юсуповых лавирует между Марсом и Аполлоном — Минобороны и Минкультуры

Официальной датой основания музея считается 1 мая 1919 года. Этому предшествовал беспокойный период. После стремительного отъезда владельцев из России в усадьбе осталось множество ценностей. Уже в ноябре 1917-го Московский военно-революционный комитет «по запросу трудящихся» выдал удостоверение, что «Архангельское никаким реквизициям не подлежит», и поручил его охрану бывшим служащим дворца. В январе 1918 года Анатолий Луначарский подписал охранную грамоту на дворец и коллекции, в ноябре Игорь Грабарь на заседании президиума коллегии по делам музеев Наркомпроса прочел доклад о проекте декрета о национализации Архангельского, Останкина и Кускова. Постановление об этом вышло 23 октября 1918 года, и уже следующей весной музей-усадьба открылся для посещения трудящимися. Ежегодно во дворце бывали десятки тысяч красноармейцев, рабочих, пионеров. Показательно, что в 1920-е годы акцент в деятельности музея был сделан на изучение творчества крепостных: живописцев, мастеров по фарфору, актеров.

Тогда же, в послереволюционные годы, в Архангельском было заложено зерно того противостояния, которое затрудняет жизнь музея и по сей день. Уже во время Гражданской войны огромное пространство усадьбы с пустующими парковыми павильонами стало использоваться в качестве санаторных палат — для раненных на фронтах мировой революции. Когда наступило мирное время, инфраструктура использовалась для дома отдыха РККА. В 1928 году здесь обосновался дом отдыха Мосздравотдела, а в 1933-м Архангельское передали Наркомату военно-морских дел. Офицеров сначала селили в малых залах дворца, где до революции

были жилые помещения. В боковых частях под их нужды переделывались интерьеры. К счастью, переделки практически не коснулись парадных залов, где сохранялась музейная экспозиция. Однако многие выдающиеся образцы живописи, в особенности картины Клода Лоррена, Юбера Робера, свое место покинули — их передали в ГМИИ. Полотна Тьеполо из цикла о Клеопатре не вывезли, кажется, лишь из-за их гигантских размеров.

В 1930-е годы, хотя собственно музей и не прекращал работать, вся кипучая деятельность здесь была связана с запросами Минобороны (тогда еще народного комиссариата). Его глава Климент Ворошилов сам курировал работы и лично размечал ландшафтные планы, подобно тому, как ранее это делал аристократ Николай Юсупов. В 1934–1937 годах на месте утраченных Лимонной и Лавровой оранжерей архитектор Владимир Апышков возвел корпуса военного клинического санатория, поставив их в завершении Большого партера. Впрочем, доминировавшая тогда стилистика «сталинского ампира» удачно сочеталась с классическими фасадами. Вдобавок архитектор обдуманно использовал понижающийся к реке рельеф и построил новые корпуса на террасах так, чтобы не испортить перспективу. Тогда же и на те же средства были отремонтированы Большой дом, «Каприз», Чайный домик, Театр Гонзаги. Масштаб санаторно-строительных работ в Архангельском был громаден, и его распространению, похоже, помешала только Великая Отечественная война.

Музейные коллекции смогли пережить ее без особых потерь. Около 400 картин и 3 тыс. прочих предметов эвакуировали на Урал, в Верхний Невьянск; знаменитые парковые скульптуры Архангельского были закопаны в землю. Постройкам пришлось хуже — послевоенные реставрации продолжались около десяти лет. К 1960-м была завершена реставрация театра, открылись экспозиции в зданиях усадьбы. А работы по восстановлению исторического облика парка, которые начались в 1981 году, оказались первым советским опытом подобной садовой реставрации.

Во второй половине ХХ века музей, как мог, пытался избавлять исторические здания от функций санатория. Показательна судьба одного из них. Построенный в XVII веке храм Архангела Михаила, закрытый в 1934 году, сначала был филиалом музея, однако позже помещение церкви отошло к санаторию и использовалось им до 1964 года. После передачи постройки музею тотчас же началась ее научная реставрация, восстановившая первоначальный силуэт церкви. С 1994-го храм является действующим, в совместном пользовании с музеем.

Тем не менее под началом военных музей функционировал до 1997 года. Из подчинения Минобороны в ведение Минкультуры усадьба была передана, скорее всего, из-за непреодолимых внешних проблем. К этому времени стало ясно, что масштабная реставрация, ради которой Архангельское было закрыто еще в 1985 году и которую планировалось окончить к 1995 году, никак не завершится из-за отсутствия финансирования. Под эгидой Минкультуры эта реставрация затянулась еще на десятилетия, но хотя бы усадьба приобрела статус памятника федерального значения.

В 1990–2000-е реставрация многочисленных зданий и павильонов медленно, но все-таки шла. Для посетителей постепенно открывали парк, дворец, колоннаду… Фактически последние 30 лет реставрация не прерывается. С 2011 года идут работы по созданию экспозиций исторических интерьеров, к 2019 году планировали открыть все помещения первого этажа.

Но в XXI веке привычное уже проклятие Архангельского — в виде его просторов — навлекло новые беды. В нарушение охранного статуса усадьбы на ее территориях, «взятых в аренду», ведутся вырубка деревьев и строительство элитных коттеджей. В судах выяснилось, что в 1997 году территория усадебных парков не была передана Минкультуры целиком — почти половина осталась за Минобороны, и оно этим активно пользуется. Новости об имущественных и экологических проблемах в Архангельском появляются с печальной регулярностью. Последняя — от 27 июля: в охранной зоне возобновилось строительство подъездной дороги к гипермаркету, движение по которой может навредить деревянному зданию Театра Гонзаги.

В 2015 году директором Архангельского был назначен Вадим Задорожный (его частный музей, посвященный автомобилям и военной технике, открылся по соседству с усадьбой в 2001 году). После этого активизировались планы по приведению усадьбы в порядок. На заседании коллегии Минкультуры в 2016 году затраты на реставрацию Архангельского оценили в 4,2 млрд руб., с тем чтобы закончить ее к 2019 году. В прошлом году в министерстве объявили, что реставрация завершится к 2025 году. Планом работ занялось знаменитое уже столичное бюро Wowhaus. Первые результаты объявленной реставрации обещали представить через год, то есть сейчас, однако новостей пока не слышно.

Торжественное празднование 100-летнего юбилея музея было намечено на эту весну — вместе с открытием трех исторических фонтанов, которые планировалось запустить впервые с 1917 года. Однако весной из праздничных мероприятий прошел только субботник по посадке деревьев; в нем приняли участие директор музея, губернатор Московской области Андрей Воробьев, заместитель председателя правительства Дмитрий Козак (возглавляющий оргкомитет по празднованию юбилея), члены попечительского совета Герман Греф и Виктор Вексельберг. Еще, правда, «Почта России» выпустила юбилейную марку, посвященную 100-летию музея. Теперь торжества анонсированы на осень. По нашему запросу пресс-служба музея сообщила о грядущей программе. Ожидается, что в сентябре, помимо осенних юбилейных выставок в Российской государственной библиотеке («Время собирать… Князь Юсупов и его библиотека», 17 сентября — 19 января) и ГМИИ им. А.С.Пушкина («Цветаевский музей и князья Юсуповы», 28 октября — 13 января), 100-летие музея отпразднуют и на территории самой усадьбы, которая «превратится в маленькую Италию». Обещаны фестиваль итальянской культуры «Тьеполо-фест», открытие Парка усадебных затей и научно-практическая конференция, посвященная исторической судьбе Архангельского.

Возможно, все планы Министерства культуры удастся воплотить в срок и к 2025 году мы действительно увидим «подмосковный Версаль» отреставрированным целиком — как все здания усадьбы, так и ее сады и парки с воссозданными пятью ботаническими оранжереями, фундаменты которых недавно были обнаружены при археологических раскопках.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
4
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
Сложный долгострой Третьяковской галереи наконец открывается. С 23 мая в ГТГ в Кадашах идет фестиваль «Интермузей» и представлены мультимедиапроекты. До первой выставки, посвященной передвижникам, новый корпус Третьяковки можно посещать бесплатно
23.05.2024
Новое здание Третьяковки в Кадашах принимает первых посетителей
5
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
Посещаемость музеев — это индекс популярности, востребованности, экономической эффективности. За эти позиции российские музейщики так или иначе пытаются бороться, и мы предлагаем посмотреть, что у них получилось в 2023 году
17.05.2024
Российский музейный рейтинг 2023: рост наперегонки со спадом
6
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
7
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Книга обрывается прямо перед кульминацией — вступлением автора в должность директора Третьяковки. Но и до того в жизни Трегуловой было много такого, что заслуживает читательского внимания. А начинает она свою историю с раннего детства
17.05.2024
Автобиография Зельфиры Трегуловой: синдром отличницы на службе у искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+